случай, когда он долго пояснял знатнейшим гражданам Рима устройство органов (там же, 41, 2). Это может свидетельствовать о широте профессионального кругозора, не ограничивавшегося «своим» инструментом. Как все подлинные артисты, Нерон любил успех. Когда он вернулся в Рим после гастролей в Греции и Неаполе, то въезжал 1 „ Дилетанты а профессионалы 261 в «вечный город» не как триумфатор-победитель, а как триумфа- [тор-кифарод — с олимпийским венком на голове и с пифийским в "правой руке. Впереди него несли венки с надписями, в которых рыло обозначено где, когда, над кем и в каких произведениях он [одержал победу (Светоний «Нерон» 25, 1 — 3). Как мы видим, единственное отличие Нерона от обыкновенного артиста заключалось [лишь в том, что свою любовь к успеху он обставлял с императорской Цроскошью. Слабость вполне понятная. Как все подлинные артисты, Нерон был ревнив к своим соперникам: злословил о них, иногда ругал при встрече как равных (там же, 22, 2). Особую ревность питал Нерон к кифароду Тразею 1из древнего города венетов Патавии (ныне Падуя) (Тацит «Анналы» 1Х\Т 21, 1). Подобно многим артистам Нерон больше всего обижался [тогда, когда его считали плохим кифародом (Светоний «Нерон» 41> В1Нероне была еще одна черта, выявлявшая в нем артистическую |натуру. Он преклонялся перед греческим искусством и хотел получить "признание на родине Орфея и Олимпа. Именно поэтому, как уже "говорилось выше, он предпринял свои гастрольные поездки сначала в Неаполь, где проживало много греков, а затем — и в саму Грецию. | Такое желание также вполне понятно и очень напоминает стремление I оперных певцов Х\ТП—ХХ вв. получить признание на родине ерВряд "лй"весь" этот комплекс свидетельств в Италии. можно рассматривать «только как прихоть изверга, стремящегося во что бы то ни стало 1 удовлетворить свои желания и всю жизнь играть одну и ту же I выдуманную им самим роль. Слишком реалистичными кажутся I многие дошедшие до нас сведения, переданные теми писателями, [котоСоХрангталиь квосНпормо^нантилькб ^ЭЛитзоде, сыграть который I было бы трудно даже великому трагику. Когда Нерон был лишен императорской власти, все отвернулись от него, более того, его разыскивали, чтобы убить. Он же бежал из Рима, но вскоре понял, | что ему далеко не уйти, и желая избавить себя от мучений, приказал »вырыть себе могилу, а своему другу-актеру — заколоть себя. Все эти | распоряжения он отдавал, постоянно повторяя фразу: «Какой великий I артист погибает!» (Светоний «Нерон» 49, 1). Возможно, это легенда. |