1 Но она создана либо современниками, либо ближайшими к Нерону I поколениями. А это также свидетельство того, что облик Нерона был неразрывно связан с образом артиста. Существует и другой ! факт. Через некоторое время после смерти Нерона распространилась 1 весть о том, что он неким чудесным образом спасся. Ведь ходили 1 самые различные и даже взаимоисключающие друг друга слухи о 1 его последних минутах. Главном же оружием появившегося тогда I Лже-Нерона, кроме внешнего сходства с подлинным, было, по свиде- 262 Е. В. Герцман 263 тельству Тацита («История» II 8,1), его «искусство в игре на кифаре и пение». Только при этих условиях самозванец мог рассчитывать на успех. Это еще один штрих к образу Нерона, созданному его современниками. О самом же творчестве Нерона известно крайне мало. Светоний («Нерон» 20—21 и 46, 3) и Дион Кассий (XII 22) указывают следующие трагедии, которые «пел и плясал» Нерон: «Ниоба» и «Аттис», «Вакханки», «Орест-матереубийца», «Ослепление Эдипа», «Эдип-изгнанник», «Безумный Геркулес», «Роды Канаки». Все эти произведения основаны на знаменитых мифах о трагедии Ниобы, потерявшей четырнадцать детей, о фиванском царе Эдипе, об Оресте, убившем свою мать, о Геркулесе, в безумии погубившем своих детей, о Канаке (дочери бога ветров Эола), родившей от кровосмесительной близости с братом и покончившей жизнь самоубийством. Можно только представить себе, что творилось в душе Нерона, ведь сюжеты этих трагедий с разной степенью приближения были воплощены им в реальной жизни. Нетрудно догадаться, какие мысли и чувства обуревали и слушателей, когда они видели действия Нерона на сцене в трагической роли и сопоставляли их с проделками императора-изверга в действительности. Однако нет никаких намеков на то, что сам Нерон принимал какое-то участие в создании текста и музыки перечисленных произведений. Вместе с тем, Ювенал («Сатиры» VIII 220) приписывает Нерону авторство трагедии «Крушение Трои». Известно, что когда Гальба поднял в Испании бунт против Нерона, то на одном из пиров сам Нерон «пропел искусно сочиненные [им] песенки о вождях восстания» и, как говорит Светоний («Нерон» 42, 2), «их тотчас подхватили повсюду». Такие сообщения и пояснительные авторские ремарки также явно свидетельствуют о том, что Нерон не был лишен творческого дара. Во время гастролей в Неаполе произошел такой инцидент. После окончания трагедии, когда все уже разошлись, здание опустевшего театра внезапно рухнуло, но, к счастью, никто не пострадал. По |