Ради этой славы Перикл (495—429 гг. до н. э.) воздвиг у подножия Акрополя величественное здание, названное «Одеон» (от юбг| — песня), специально предназначавшееся для Панафинейских музыкальных состязаний. Одеону была придана форма шатра персидского царя Ксеркса, от войск которого греки столь достойно отстояли независимость своего отечества в только что закончившихся греко- персидских войнах. Позднее, во времена оратора Ликурга (умер ок. 328 г. до н. э.), для тех же целей было воздвигнуто более крупное сооружение, названное Панафинейский театр. Здесь с еще большей торжественностью проходили Панафинейские музыкальные состязания. Есть основания считать, что на Панафинеи получили доступ не только рапсоды, хоры, хоревты, кифароды и авлеты, но также и инструментальные ансамбли, называвшиеся «синавлия» (сшуаиМа — соединение приставки «оиу», указывающей на совместность действия, и «отШа» — собирательное существительное от «агЛод»). Это слово буквально обозначает совместное звучание чего-то с авлосом. Так, Поллукс (IV 83) употребляет его, упоминая об одновременном зву- 1» и с и б чании нескольких авлосов: «В Афинах синавлией назывался какой-либо ансамбль авлетов, совместно играющих на Панафинеях» (словом «ансамбль» здесь переведено многозначное греческое слово \ «оицсрюуСа»). Однако этот термин использовался и при обозначении Iдуэта авлоса и кифары. По свидетельству Афинея (XIV 618 а), Сем из Делоса в пятой книге своей «Истории Делоса» писал: «Так как большинство не знает, что такое синавлия, я должен объяснить. Это нечто вроде соревнования в согласии, [музыкально-звуковое] соот- I 164 Е. В. Териман ветствие авлоса и лиры без слов». В тексте, приведенном у Афинея, -«соответствие авлоса и ритма без слов», что является явной бессмыслицей. Во-первых, такое словосочетание предполагает неоднородные сопоставления, так как сравнивается не инструмент с инструментом, а инструмент с ритмом. Во-вторых, «ритм без слов» сам по себе невозможен, а достижим только на инструменте, в вокальной партии или движении. Совершенно очевидно, что в рукописной традиции сочинения Афинея вместо слова «ХтЗрссд» каким-то образом ошибочно оказалось «ргюцои». Таким образом, синавлия — это либо дуэт авлосов, либо дуэт авлоса и струнного инструмента. В первом случае партия одною авлоса — основная, а другого — сопровождающая, тогда как во втором — авлос ведущий, а струнный инструмент — аккомпанирующий. Когда же древнегреческие музыканты говорили о дуэте кифары и авлоса, в котором кифара вела мелодическую линию, а авлос -сопровождение, то они употребляли выражение «енавлос кифарисис» (єусайод хіМріоїд). Афиней (XIV 637 і) упоминает кифариста Лисам-дра из Сикиона, прославившегося в этом жанре. |