Предыдущая Следующая

«Хорегом был народ, архонтствовал Пифорат,

при агонотете Трасилле, сыне Трасилла из Декалии, победил [хор] детей [филы] Иппотонтиды, авлировал фиванец Теон, обучал [хор ] фиванец Проном».

А вот другая надпись того же времени, так как в ней фигурируют те же архонт (ар/юу — правитель) и агонотет (аутуобётт)? — судья) :

«Хорегом был народ, архонтствовал Пифорат, при агонотете Трасилле, сыне Трасилла из Декалии,

победил [хор ] мужчин [филы ] Пандиониды, авлировал амбракиец Никокл, обучал [хор] аркадянин Лисипп».

Эти надписи говорят о том, что хорегами могли быть не только отдельные лица, но и весь народ филы, жертвовавший средства на организацию и обучение хора, так как его победа в соревнованиях была делом чести всех граждан филы. Нужно иметь в виду, что стоимость подготовки одного хора мужчин, например в IV в. до н. э. в Афинах, могла подниматься до 2000 драхм (приблизительно 8.5 кг серебра), а на наиболее важных праздниках — даже до 5000 драхм (почти 22 кг серебра). Обучение и подготовка детского хора стоили 1500 драхм (около 6.5 кг серебра). Все это были немалые деньги,

которые давали либо богатые хореги, либо, как мы видим, собирали

все граждане филы.

Приведенные надписи, кроме того, показывают, что авлетов и дидаскалов нередко выписывали из других областей Эллады. И это также вынуждало идти на значительные материальные затраты. В разные исторические периоды и в различных местностях Эллады труд музыкантов оплачивался неодинаково, но высокопрофессиональные мастера всегда ценились достаточно дорого. Так, например,

Музыкальная

агонистика

163

Плутарх («О судьбе и доблести Александра» II 1) сообщает, что сиракузский тиран Дионисий пообещал некоему знаменитому кифаро-ду, имя которого не указывается в источнике, серебряный талант (33.655 кг серебра) за одно выступление. Хотя Дионисий обманул кифарода и не дал ему обещанного вознаграждения, эта сумма показывает, во сколько оценивалось мастерство высокопрофессионального музыканта во дворцах владык V—IV вв. до н. э. По свидетельству Афинея (XIV 623 ё), автор III в. до н. э. Аристей в своей книге «О кифародах» пишет, что знаменитому его современнику афинскому кифароду Амебу платили аттический талант

(26.2 кг серебра) в день, если он выступал. Для сравнения напомню, что, по свидетельству известного греческого историка второй половины V в. до н. э. Фукидида («История» II 13), в период экономического расцвета Афин, во времена Перикла, вся их казна

вместе с ежегодной союзнической данью имела 102 000 талантов. А

так как для участия в агонах плохих музыкантов не приглашали, то естественно, что оплата «гастролеров» обходилась недешево. Вместе с тем целые филы и даже отдельные хореги шли на расходы, ибо слава ценилась неизмеримо выше денег.


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz