впереди процессии несли макет или изображение возбужденного мужского члена, служившего символом плодородия. Аналогичным образом авлема «хорейос» (хореюд) имеет своими истоками хороводную музыку. Авлема же «каллиникос» (хаШуьход, буквально — победная) возникла из торжественного гимна-танца, исполнявшегося в честь победителя. Название авлемы «сикиннотирбэ» (аьхтюторРл) произошло от соединения наименований двух танцев, «сикинна» и «тирбэ». Первый (аЬаууид) — сатирический, стремительный, шумный, характеризую- рождения до смерти 131 щийся прыжками, а второй — исполнялся на дионисийском празднике (тирРл — суматоха). Правда, никаких более или менее ясных сведений о втором танце не сохранилось. Однако представляется, что музыка авлемы сикиннотирбэ должна была иметь стремительный и бурный характер, кстати, как и танцевальные движения играющего ее музыканта. Когда-то авлема «тирокопикон» (бирохотхоу) была песней и пляской, исполнявшейся перед домом возлюбленной, своеобразно поющейсяЛи танцующейся серенадой (ее название произошло от глагола «вирохолеьу» — стучаться в дверь). Необходимо привлечь на помощь всю свою фантазию, чтобы представить танцующего авлета, который музыкой авлоса и своими движениями изображал серенаду влюбленного. Таковы были основные разновидности инструментально-танцевального жанра, возникшего из древнего хоровода и из обрядово-ритуальных действ. На все случаи жизни Народ хочет освободить богиню мира Ирину из подземелья, куда она заключена богом войны. Вход в подземелье завален огромным камнем. Для того чтобы сдвинуть его с места и откатить, люди обвязывают камень канатом, тянут его и поют: «Ну-те дружно, ну-те все! Сейчас, сейчас конец! Натужтесь, не ослабейте! Тяните молодцом! Вот, вот сейчас конец! О эя, дружно, эя все! О эя, эя, эя, эя, эя, эя! О эя, эя, эя, эя, эя все!» (Пер. В. В. Латышева) Такая сцена запечатлена в комедии Аристофана «Мир» (510— 517). Русский ученый рубежа Х1Х—ХХ вв. Ф. Ф. Зелинский увидел глубокую общность между этой песней и знаменитой русской «Дубинушкой». Действительно, обе песни являются средством ритмической организации работы, помогающей объединить усилия многих людей. Античный музыкальный быт знал и другие песни подобного рода. Среди мельников бытовала популярная песенка, отражавшая их утомительный и однообразный труд. Ведь работа с мельничными жерновами была связана с изнурительным и постоянным физическим напряжением, так как мукомол руками и грудью упирался в шест, приводивший в движение верхний жернов. Тяжелая и продолжительная работа сопровождалась монотонным скрежетом жерновов. Песня, |