Предыдущая Следующая

впереди процессии несли макет или изображение возбужденного

мужского члена, служившего символом плодородия. Аналогичным образом авлема «хорейос» (хореюд) имеет своими истоками хороводную музыку. Авлема же «каллиникос» (хаШуьход, буквально — победная) возникла из торжественного гимна-танца, исполнявшегося

в честь победителя.

Название авлемы «сикиннотирбэ» (аьхтюторРл) произошло от

соединения наименований двух танцев, «сикинна» и «тирбэ». Первый

(аЬаууид) — сатирический, стремительный, шумный, характеризую-

рождения

до смерти

131

щийся прыжками, а второй — исполнялся на дионисийском празднике (тирРл — суматоха). Правда, никаких более или менее ясных сведений о втором танце не сохранилось. Однако представляется, что музыка

авлемы сикиннотирбэ должна была иметь стремительный и бурный

характер, кстати, как и танцевальные движения играющего ее музыканта.

Когда-то авлема «тирокопикон» (бирохотхоу) была песней и пляской, исполнявшейся перед домом возлюбленной, своеобразно

поющейсяЛи танцующейся серенадой (ее название произошло от глагола «вирохолеьу» — стучаться в дверь). Необходимо привлечь на помощь всю свою фантазию, чтобы представить танцующего авлета, который музыкой авлоса и своими движениями изображал серенаду влюбленного.

Таковы были основные разновидности инструментально-танцевального жанра, возникшего из древнего хоровода и из обрядово-ритуальных действ.

На все случаи жизни

Народ хочет освободить богиню мира Ирину из подземелья, куда она заключена богом войны. Вход в подземелье завален огромным камнем. Для того чтобы сдвинуть его с места и откатить, люди обвязывают камень канатом, тянут его и поют:

«Ну-те дружно, ну-те все! Сейчас, сейчас конец! Натужтесь, не ослабейте! Тяните молодцом! Вот, вот сейчас конец! О эя, дружно, эя все! О эя, эя, эя, эя, эя, эя! О эя, эя, эя, эя, эя все!»

(Пер. В. В. Латышева)

Такая сцена запечатлена в комедии Аристофана «Мир» (510—

517). Русский ученый рубежа Х1Х—ХХ вв. Ф. Ф. Зелинский увидел

глубокую общность между этой песней и знаменитой русской «Дубинушкой». Действительно, обе песни являются средством

ритмической организации работы, помогающей объединить усилия

многих людей.

Античный музыкальный быт знал и другие песни подобного

рода. Среди мельников бытовала популярная песенка, отражавшая

их утомительный и однообразный труд. Ведь работа с мельничными

жерновами была связана с изнурительным и постоянным физическим напряжением, так как мукомол руками и грудью упирался в шест,

приводивший в движение верхний жернов. Тяжелая и продолжительная работа сопровождалась монотонным скрежетом жерновов. Песня,


Предыдущая Следующая