132 Е. Е. Гер&ман возникшая в процессе такого безрадостного труда, называлась «гимай-ос». Она упоминается Афинеем (XIV 618 ё): «„іишод" — так называется мельничная [песнь ], которую они пели пока мололи». Афиней, объясняя этимологию слова <<1|хаТод» пишет: «...может быть, оно произошло от „ІисЛід"». У дорийцев „іцсЛІд" [гималис] обозначает то, что получено обратно [после перемола зерна] по отношению к количеству взятой пшеницы». Однако подлинное происхождение этого слова не ясно. Фрагмент припева песни мельников нам сохранил Плутарх («Пир семи мудрецов» 14): «Мелет мельник, мелет, Мелет и Питтак, Правитель великой Митилены». Здесь сравнивается труд мельника с работой правителя города Митилены на острове Лесбосе Питтака (^УТТ-ЛТ вв. до н. э.), вождя народной партии отец которого имел мельницу: мельник вращает свой мельничный жернов, а Питтак — государственный. Можно себе представить частые повторения музыкальных фраз («Мелет, мельник, мелет»), словно иллюстрирующих тяжелую и безостановочную работу. Однако благодаря своему однообразию и бесконечно повторяющемуся однотипному ритмическому движению, песня должна была облегчать общее состояние работника, организуя и упорядочивая его равномерные действия. Известно также, как широко была распространена песня гребцов, ритмичная музыка которой сопровождала их труд. Она называлась «ейресиа» (єірєокх — гребля). К сожалению, более никаких сведений о ней не сохранилось. Не исключено, что эта песня звучала с аккомпанементом триеравла (тріпрсшАлс;), то есть музыканта, игравшего на авлосе и регулировавшего движение гребцов на триерах (судно с тремя рядами гребцов) и других кораблях. До нас дошли отдельные названия и некоторых трудовых песен. Так, песня женщин-веяльщиц зерна называлась «птистикон» (ятіатіхбу, от ятіааю — дроблю, колю). Были песни банщиков, свинопасов (аирютшбу цєАод), пастухов (РогжоАіаибд) и земледельцев (уєюруїхбу иєАод). Однако кроме мимолетных упоминаний о них нет иных данных. Ясно только, что среди работников различных ремесел были распространены свои «профессиональные» песни. Даже нищие, странствовавшие и попрошайничавшие с воронами на руке, пели особые песни, называвшиеся «коронисма» (хоратаисх — «воронья песнь»). И, конечно, имелись свои песни у разбойников, орудовавших в Римской империи. По свидетельству Апулея («Метаморфозы» 4, 22), они распевали гимны в честь бога войны Марса. Как у всех народов, в Греции и Риме звучали колыбельные и нравоучительные песни (последние в Греции носили название «ууюиоАоуша цеХл»). |