Предыдущая Следующая

дар богу и долго берегли ее в качестве драгоценной реликвии. Сын

тирана Питтака Неанф, слушая многочисленные предания об Орфее, был восхищен тем, как музыкант при помощи своей лиры мог зачаровывать диких зверей и управлять стихиями. Пример Орфея

вдохновил Неанфа, но не на приобщение к глубинам музыки, а на

желание повелевать стихиями. Подкупив большими деньгами жреца святилища Аполлона, он уговорил его отдать ему инструмент Орфея,

а на его место положил обыкновенный. Выкрав таким образом ночью

лиру, Неанф решил отправиться за город, чтобы там сразу же

осуществить свой замысел. Но когда невежественный и бездарный

юноша ударил по струнам, то вместо божественной мелодии, которую

ожидал услышать Неанф, они стали издавать какой-то бессмысленный набор звуков. Поднялся неимоверный шум, сбежались окрестные собаки и разорвали Неанфа на части. Тогда все поняли, что не в инструменте было заключено музыкальное волшебство Орфея, а в его таланте, в познании глубин природы.

Существует и другая легенда об инструменте Орфея. Она изложена

в чудом уцелевших отрывках из несохранйвшегося большого труда

«О музыке», написанного математиком и музыкальным теоретиком II в. Никомахом из Герасы. Эти фрагменты собраны в свод, известный

под названием «Извлечения из Никомаха». В первом из них сообщается: «Когда Орфей был умерщвлен фракиянками, его лира была

брошена в море, но [затем ] она бьгла прибита [волнами ] к городу Антиссе на Лесбосе. [Там] рыбаки обнаружили лиру [и] принесли [ее ] Тарпандру, который увез ее в Египет». Таким образом, предание повествует о преемственности в традициях: от великого Орфея из

Фракии к великому Терпандру из Лесбоса (о нем будет рассказано

позже).

В Элладе было много легенд, связанных с могилой Орфея.

Например, по свидетельству Павсания (IX 30, 3—6), среди фракийцев ходило поверие, что соловьи, чьи гнезда находятся у могилы Орфея, поют слаще и громче, чем в других местах.

Здесь же Павсаний рассказывает и другое предание. Согласно

ему, могила Орфея находилась в городе Либетры, расположенном

на склоне Олимпа. Возле города якобы протекала река Сие. Как-то

было предсказание, что когда «солнце увидит кости Орфея», тогда

город будет разрушен диким кабаном. Либетрийцы не придали никакого значения предсказанию, так как не могли представить себе

кабана, способного разрушить целый город. А случилось вот что.

Некий пастух прилег у могилы Орфея и заснул. Во время сна на него снизошло вдохновение, и он запел таким божественным голосом,

что все бывшие вокруг пастухи и землепашцы, бросив работу, прибежали послушать удивительное пение. Они окружили спящего певца плотным кольцом. Народу скопилось очень много, и стоящие сзади хотели пробиться вперед, чтобы стать поближе к поющему пастуху. Началась давка и толчея. Кто-то толкнул колонну, стоявшую на могиле, и она упала. Вместе с ней упала урна с останками Орфея и разбилась и, как было предсказано, «солнце увидело кости Орфея». Буквально в следующую ночь река Сие (так древние греки называли свинью и дикого кабана) вышла из берегов и затопила город. Предсказание сбылось полностью.


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz