Предыдущая Следующая

Ц Плутарх («Александр» 14) рассказывает, что в тех же Либетрах была не урна с прахом Орфея, а его деревянная статуя, сделанная из кипарисового дерева. Когда, спустя много времени после смерти

Орфея, Александр Македонский выступил в поход против персов, со

статуи стал обильно падать пот. Все призадумались: не является ли

это плохим предзнаменованием? Но один из приближенных царя,

Аристандр, трактовал совершившееся чудо полностью в придворном Духе. По его мнению, оно означает, что Александр совершит подвиги, Достойные великих песен, и заставит трудиться и потеть певцов и

гимнографов.

Ш Более интересную легенду приводит Филострат («Жизнь Аполлония Тианского» IV 14). С мертвой головой Орфея, как уже сообщалось, прибитой волнами к Лесбосу, связывались абсолютно точные

Предсказания. Молва об этом распространилась на все соседние

88

E. B. Гер&ман

Между мифом и реальностью

89

острова и даже достигла Вавилона. И тогда главный олимпийский прорицатель и лучший музыкант — Аполлон, не выдержав, подошел к голове Орфея и сказал: «Оставь то, что мое, достаточно того, что я терпел твое пение». Так ревнивец Аполлон реагировал даже на посмертную славу Орфея.

Рядом с великим фракийским музыкантом в легендах иногда появляются имена Мусея и Эвмолпа. Одни считают Мусея просто современником Орфея (Схолии к Дионисию Фракийскому), другие — сыном Орфея (Диодор Сицилийский IV 25, 1 ; Сервий «Комментарии к „Энеиде"» VI 667). Константинопольский патриарх Фотий (IX в.) в своем «Словаре» сообщает, что мифограф Геродор из Гераклеи, живший около 400 г. до н. э., написал даже «Историю Орфея и Мусея», которая, конечно, не сохранилась. Правда, другая традиция

связывает Мусея с мифическим поэтом и музыкантом Эвмолпом, Согласно «Суде», Эвмолп — сын Мусея и ученик Орфея. А Диоген

Лаэртский (I, вступление, 3) пишет, что Эвмолп — отец Мусея. «Суда»

сообщает, что Эвмолп был победителем на Пифийских играх как

исполнитель на лире. О музыкальной деятельности Мусея ничего не известно.

Как видно, Эвмолп и My сей — два мифических персонажа, отражавшие художественные тенденции, аналогичные тем, которые представлены образом Орфея. Но слава и популярность образа великого фракийца затмила их, и в народной памяти они сохранились лишь как некие призрачные спутники Орфея.

Согласно античным представлениям, творчество Орфея было своеобразным источником, из которого развилось древнегреческое музыкальное искусство. Пиндар («Пифийские оды» IV 175—176) считает,

что после Аполлона первым музыкантом среди людей был Орфей:


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz