Предыдущая Следующая

обычно излагают свои мечты о хорошем урожае и обеспеченной жизни.

Все приведенные песни связаны непосредственно с

трудом, но они не являются прикладными; хотя эти песни возникают и исполняются только лишь в процессе труда, в то же время они обладают глубоким внутренним эмоциональным содержанием и ярко выражают духовный мир крестьянина.

У армянских крестьян существуют, однако, и чисто прикладные трудовые песни. К ним относятся, например, песни толчения зерна'.

Видимо, крестьянке, выполняющей такую механическую работу, невозможно в то же время думать о чем-нибудь другом или переживать что-либо глубокое. И ритм, и интонации таких песен (в данном случае трудно говорить о напеве) обычно целиком подчинены автоматическим движениям. Основная часть слов — восклицания, возникающие вместе с трудовыми усилиями и им способствующие. Между восклицаниями вносятся описания различных бытовых мелочей, при этом часто с юмором.

Другие прикладного характера песни поются женщинами, например во время доения овец или коров, а мужчинами — во время жатвы.

И все же подобные песни сравнительно редки. Большинство песен, сопровождающих женский домашний труд, как большинство мужских полевых песен, содержит эмоциональное начало. Таковы, к примеру, песни прялки. Хотя пряжа — это в основном тоже автоматиче-

екая работа, но спокойная и, видимо, дающая крестьянке возможность сосредоточиться, думать о жизни и изливать свои чувства:

Пряди, крутясь, колесо, Ты мой алмаз, колесо. Ты свет в тени, колесо, Ты нить тяни, колесо. Ты бедным брат, колесо, Ты нищим клад, колесо.

Крутись быстрей, колесо, Тоску развей, колесо.

Записав и обработав крестьянские трудовые песни, Комитас создал на их основе своего рода красочные поэмы сельской жизни. Это прежде всего два величественных оровела — «Песня плуга» и «Лорийский», поражающие слушателя эмоциональной глубиной и, вместе с тем, грандиозностью звучания; затем это «Песнь гумна», представляющая собой (особенно в позднейшей, еще не напечатанной редакции) большую композицию из шести земледельческих песен, контрастно переплетающихся, ласкающих ухо бесконечным потоком красивых задушевных мелодий. Ко всему сказанному следует лишь добавить, что тема труда проявляет себя также и в других песенных жанрах.

Большое место в крестьянской музыке занимает любовная песня. В ней можно обнаружить самые разнообразные нюансы любовного чувства; соответственно разнообразен и эмоциональный строй этих песен.

«Ты — чинар» — песня грустного содержания: любимый яр (возлюбленный) удалился, дверь в сад осталась открытой, она стоит в саду, ее ноги в росе, глаза — полны слез.


Предыдущая Следующая