Предыдущая Следующая

Ты вдали, но не забывай...— просит она.

(Перевод Л. Суркова)

14

Напев этой песни прост и внешне спокоен, но внутренне взволнован: он передает глубокое чувство.

Содержание другой песни «Весна, но снег пошел» — трагическое. Трагедия покинутой девушки подчеркивается в этой песне мудрым сравнением: в природе тоже бывает так — весна, все в цвету, но вдруг пошел снег...

Диапазон подобных песен большей частью невелик, но мотивное развитие обычно протекает в них интенсивно. В данном случае напев возникает из небольшого простейшего мелодического «зерна» — начала, и из его дальнейших многократных, обогащенных (вариантных) повторений.

Две следующие песни имеют аналогичное строение, но содержание их иное, это не грустные песни. В первой поется о девушке, которая, для того чтобы повидаться с возлюбленным, поднимается на гору, якобы за водой, держа кувшин на плече. Хотя она не застает там возлюбленного и хотя ей кажется, что она не видела его уже целый год, о любви в данном случае поется без драмы, это — песня о любви счастливой.

Вторая песня — вариант первой, но отличается от нее, во-первых, ладовой основой (она мажорна) и, во-вторых,— к ней присоединена самостоятельная припевная песня танцевального склада.

1

Примером развернутого построения может служить любовная песня «Когда я увидела тебя» — обращение девушки к ушедшему возлюбленному с просьбой вернуться.

; В среднем разделе песни мелодия, ломая сковываю-; щую ее вначале границу, выходит за пределы этой границы, разворачивается, становится гораздо более напряженной и взволнованной, причем ее волнообразный подъем и спуск, как и отдельные изгибы, связаны с речевой интонацией просьбы («Приди же, яр, приди!»)*. Средний раздел песни как бы контрастно противопоставляется крайним.

Любовная песня «В ручейке бежит вода» хорошо ьыражает восторг любви. Ее короткая непритязательная светлая мажорная мелодия отличается почти детской непосредственностью. Песня оставляет впечатление бесконечно повторяющегося куплета. Развитие ее образа достигается средствами только лишь поэтическими.

_ н

Грациозно

Любовные песни составляют самостоятельный раздел

армянской крестьянской песенной лирики. Само собой разумеется, что тема любви фигурирует также и в других песенных жанрах.

В приведенных словесных текстах любовных песен действие происходит либо на лоне природы, либо это действие переплетается с ее образами. В напевах как будто слышится журчание родников и как бы ощущается прохлада гор и полей. Такая связь любовного чувства с природой — характерная черта армянских крестьянских любовных песен. Во многих из них воспеваются высокие армянские горы: Арагац, Арарат, Марут, Сипан и другие, река Араке — центральная водная артерия исторической Армении, озеро Бингел и многое другое. Но есть песни, специально посвященные природе. Красоты родной природы издавна вдохновляли народных творцов, им посвящены вдохновенные поэтические и музыкальные строки. Эти песни зачастую носят характер пасторалей или ноктюрнов. Стихи одной из таких песен рисуют ночное затишье:


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz