Предыдущая Следующая

Связанные с самим ходом работы, в процессе которой оровелы импровизируются и исполняются, они естественно отличаются строгой логичностью формы. Например, в Лорийском оровеле имеется пять основных четко разграниченных контрастирующих больших разделов, которые, чередуясь, создают крепко и логично организованную художественную композицию. Оровелы, подобные Лорийскому, решительно опровергают бытующие представления о примитивности формы крестьянских песен; оказывается, что в полном смысле слова крупная вокальная форма свойственна крестьянской народной музыке К

В цикле земледельческих песен, наряду с оровелами, значительное место занимают аробные песни, исполняемые при перевозке скошенной пшеницы, а также песни гумна, поющиеся во время молотьбы пшеницы молотильной доской, возимой парой (или двумя парами) волов по кругу гумна.

Это работа, не требующая больших усилий; ни торопить, ни гнать здесь никого не надо. Урожай — большой или малый — уже собран, остается лишь обмолотить его. Соответственно, в мелодиях подобных песен преобладает напевность, они льются спокойно и красиво, напевы обычно мягки, лиричны; их словесный текст почти

1 Это обстоятельство правильно подчеркнуто в труде А. И. Ша-вердяна «Комитас и армянская музыкальная культура». Ереван, 1956 г.

исключительно состоит из ласковых обращений к волам. Такова, например, песня молотьбы Санаинского района:

Шаги передвигай (двигайся вперед),

Красавец дорогой,

Шествуй вперед;

Зерна отделяй,

От колосьев солому отделяй;

Прере, пом, пре,

Прере, пом, пре,

Прере, джан.

А вот аробная песня Вайоцдзорского района:

Крутись вол,

Дорогой братец, дорогой (джан), Не ленись, вол. Дорогой братец!

Ну, красавец, ел (двигайся) ел, ел, ел! Ну, цветочек, ел, ел, ел, ел! Ну, красавец, ел, ел, ел, ел!

hol

Иногда в литературе песни гумна и аробные, по аналогии с песнями плуга, тоже называют оровелами, но

это неверно.

Иной характер носят песни прополки, отражающие полевую работу женщин. В них тоже отсутствуют речитативы, и мелодии их льющиеся, напевные. Но в соответствии с характером работы, в них ощущается известная механическая повторяемость; это почти всегда мелодии короткие, «возвращающиеся к началу». Быть может, они менее лиричны и эмоциональны, но все же красивы. Песни прополки особенно распространены, например, в Араратской долине, где развито хлопководство. В них нашли широкое применение

12

так называемые смешанные метры (размеры). В приводимом ниже примере мелодия протекает в смешанном размере (8/4 = 3/4 + 2/4+3/4). Незменное чередование смешанных тактов как раз и создает механическую повтор-ность, сообщающую песне энергию. Что же касается словесных текстов песен прополки, то в них крестьянки


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz