Предыдущая Следующая

2 Шимал и Лачин — клички буйволов.

вания, воодушевляет волов и младших пахарей, направляет и подправляет их работу; кроме того, он еще реагирует на все происходящее вокруг, комментирует песней и каждое явление, попадающее в круг его зрения.

Эмоциональный тонус и общее настроение оровела ярче всего проявляется в мелодии; характер же последней определяется многими обстоятельствами. Не последнюю роль здесь играет влияние стихий.

«В деревнях Апарана, — отмечает Комитас, — где посевы часто подвержены стихийным бедствиям, оровел, как правило, грустен и даже меланхоличен. А вот, например, лорийский оровел — веселый и бодрый».

В мелодиях оровелов, естественно, большое место занимает речитатив, мелодический говор (например, переклички главного и младших пахарей и их восклицания, обращенные к работающему скоту). В бодрых оро-велах этот речитатив мужественный. В частности, Лорийский оровел включает как многократные повторения одних и тех же высоких тонов во время декламации слов, так и раскатистые мелодические фразы (обычно это нисходящие пассажи), вносящие в речитатив особую живость. Как правило, во всех оровелах, наряду с речита-цией, имеются также мелодичные, напевные фразы: когда работа налажена, все протекает нормально и спокойно, пахарь, отдаваясь своим думам и мечтаниям, тихо и спокойно поет. После принуждающих или воодушевляющих выкриков это мягкое задушевное мелодичное пение успокаивает, ласкает.

Иногда тексты и мелодии оровелов в достаточной степени развернуты. Обычно это связано с масштабами работ в данной местности. Так, например, Лорийский оровел связан с работой значительных масштабов, когда

расстояние от одного аравела до другого велико и в большой составной плуг впрягается двенадцать пар волов или буйволов; в этом случае протяженность оровела— пения за один «заезд» — становится тоже значительной, причем в нем ясно отражены все стадии вспашки одной полосы, от начала и до окончания, когда пение принимает особенно оживленный характер и слова уже выговариваются скороговоркой. Мелодия одного «куплета» Лорийского оровела соответствует вспашке одной полосы. В записи Комитаса в этом одном «куплете» 301 такт и 90 строк текста. Всего же стихотворных

«куплетов» Комитас записал десять. Вот мелодия Апа-ранского оровела и отдельные речитативные и напевные отоывки оровела Лорийского:

Хотя мелодии оровелов, так же как и слова, импровизируются, опорой для этой импровизации служит многовековой опыт крестьянского музицирования. Разнообразные мелодические фразы оровелов шлифовались веками и вошли в сознание крестьян. В целом оровелы отличает обилие разнообразных и ярких мелодических оборотов; их ладовая основа богата так же, как и ритм.


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz