женство жизни при ее близости, ТОМИТСЯ В ТОСКЛИВО! ожидании, когда она далека. Гусан даже просит других красавиц «не обижаться» на него за то, что он воспевает одну свою прекрасную яр. Вот одна из характерных в поэтическом и музыкальном отношении его песен: «Каждое утро и каждый вечер жду тебя на твоей дороге, милая яр»: 1 Интересно отметить, что изданный в 1905 году сборник его стихов под названием «Молнии протеста» (он заключает революционные и патриотические песни) появился под необычным, но характерным для этой эпохи псевдонимом «Петроград». 5* 63 Живая эмоциональность, глубокая внутренняя взволнованность — характерные черты мелодий большинства песен Шерама. Эти черты мелодии ашуга внутренне родственны народно-инструментальной музыке типа мугамов, в которых чувственная сторона выражена сравнительно сильно. В меньшей мере, но в ярких образцах у Шерама встречаются песни, интонационно связанные с городской сазандарской музыкой. Во многих его песнях обращают на себя внимание небольшие инструментальные фразки-отыгрыши, ломающие квадратность структуры песни, делающие ее форму более интересной. В песнях Шерама мы найдем также интонации, идущие от крестьянских песен и средневековых тагов. Так, музыкальное творчество армянских ашугов последних вре- 64 мен, сохраняя свои индивидуальные черты, вместе с тем неразрывно связано с различными областями национального народно-песенного наследия. V. СОВЕТСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ ПЕСНИ СОВЕТСКИХ ГУСАНОВ Народная песня — зеркало души народа, отражение жизни и быта, дум и чаяний народа в данный исторический период. Естественно, за советские годы в народной музыке произошли и происходят большие изменения. В новых условиях жизни в народно-музыкальном творчестве происходит развитие старых форм и жанров. Ряд жанров и видов, связанных со старым бытом и старыми формами труда, отмирает, другие обновляются, появляются новые песенные жанры и виды. В старые жанры народ по-новому внедряет вековой музыкально-творческий опыт, отдавая преимущества тем средствам, которые оказываются пригодными для выражения жизнеутверждающих идей, современных образов и настроений. В армянском музыковедении отмечен ряд таких характерных для современных народных песен средств, как увеличение роли светлого мажора, строфичность и ясность структуры, подчеркивание значения маршевых и танцевальных ритмов, преодоление субъективного начала и прочие К В целом в армянском народно-музыкальном творчестве ныне сохраняются его наиболее главные ветви — крестьянская и городская, вокальная и инструментальная музыка и песни ашугов-гусанов. И хотя каждая из |