Предыдущая Следующая

этих ветвей сохраняет свои основные отличительные черты, между ними, особенно между крестьянской и городской народной ветвью и отчасти между гусанской и крестьянской музыкой, происходит сближение, взаимопроникновение. И это вполне естественно, поскольку сближается их тематика. Если, например, в досоветское время завод являлся характерной частицей города, то сегодня его можно встретить также и в колхозной деревне; следовательно, связанная с заводской жизнью тема может появиться и в городской, и в крестьянской

1 См. уже упомянутую нами работу X. С. Кушнарева.

в5

народной музыке. С другой стороны, иная работница городской фабрики — вчерашняя крестьянка, сочиняя песню о фабрике, она может внести в эту песню исконные интонации крестьянской музыки.

В тематике словесных песенных текстов, как крестьянских, так и городских, мы встречаем все то, чем живет советский народ. Тут будут и мотивы личной жизни, и общественные; среди них, конечно, мотивы патриотические и трудовые: Родина, родная страна, родной район, колхоз, завод, долг перед Родиной, ее защита, выполнение трудового плана, хвала героям социалистического труда, праздник урожая, открытие нового канала и пр.

Здесь следует напомнить, что далеко не все песни, создаваемые теми или другими музыкально одаренными людьми в городе и в деревне, становятся народными. Не надо удивляться и тому, что настоящих, хороших народных песен советского времени оказывается сравнительно немного. Отмечая этот факт, не надо забывать, что доставшийся нам старый народно-песенный репертуар — результат многовекового творческого процесса; такого отбора, естественно, не могло произойти на протяжении нескольких десятилетий советского периода.

К сожалению, музыкальный фольклор советского времени — по крайней мере в Армении — еще мало записан и изучен. Ниже мы приводим несколько образцов из советских армянских народных, в основном крестьянских, песен разных жанров.

У армянских крестьян продолжают бытовать любовно-лирические песни, песни о родной природе, получили развитие молодежные песни-пляски, звучат трудовые, шуточные и сатирические, создаются песни исторические— о той или иной личности, судьба которой чем-то отличилась и стала предметом общественного внимания. Среди новых видов отметим торжественные песни-восхваления (часть из них также можно назвать историческими) и особенно «каряки» (буквально — четверостишия) — близкое подобие русским частушкам. Наблюдается проникновение стихов профессиональных поэтов в крестьянское музыкальное творчество — явление, характерное в прошлом в основном для городской народной музыки и ныне говорящее, опять-таки, о сближении культур городской и сельской.


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz