Предыдущая Следующая

5 Р. Атаян

При остром, четком ритме призывные интонации придают этой песне героический характер. Они звуча'** как клич к народу, призывающий его к стойкости борьбе за освобождение. Песня «Народ мой» стала од—

ной из самых популярных.

У Дживани имеется ряд сатирических песен. Ашуги — строжайшие критики порочных явлений. Эту старую традицию Дживани освоил и претворил блестяще. Особенно положительно то, что в данном случае Дживани преследует не столько личные пороки, сколько пороки общественные. Так, его знаменитая песня «Ну и голова!» разоблачает многие противоречия современной ему общественной жизни города Гумри. Подобные песни являются типичными образцами чистого ашуг* ского речитатива.

Дживани являет собой новый тип- армянского ашуга-гражданина. Этот тип сформировался во второй половине XIX века. На протяжении всей творческой

жизни Дживани никогда не оставляли идеи освобождения народов. Во избежание преследований царской цензуры, ему часто приходилось писать аллегорические стихи. Например, родину он представляет то в образе милой красавицы, которой он предан, то в образе безвинной лани, которую преследуют злые охотники, то в образе дерева, которое имеет глубокие корни и т. д. и т. п. Характер мелодий таких аллегорических песен, как правило, соответствует подлинному образу стихов.

62

Не раз он намекал также на освободительную миссию русской революции, высказываясь в этом случае также аллегорически.

Как ашуг-гражданин, он не остался одиночкой, а имел последователей. Можно сказать, что он создал

новое идейное направление в древнем искусстве гусанов-ашугов, вкладывая в него новое общественное содержание. Гражданственность творчества Дживани освоили, в частности, представители того же искусства в советское время.

Младшим современником и сподвижником Дживани был другой выдающийся народный поэт-певец Шерам. Его обычно не называют ашугом — в своей исполнительской деятельности он действительно отходил 01 ашугов, не принимал участия в их обычной профессиональной жизни, например, в состязаниях, хотя всегда участвовал в различных народных весельях. Но по творчеству, по характерным признакам поэзии и музыки он является продолжателем подлинных традиций армянского ашугского искусства на новом этапе его развития.

По примеру Дживани Шерам в своих стихах и песнях воспевал пробуждение угнетенного трудового народа, он звал к социальной революции, к национальному освобождению1.

Наряду с гражданской лирикой, широко отраженной в поэтическом творчестве Шерама, в его музыкально-поэтических сочинениях-песнях большое место занимает любовная лирика. Увлеченный своею прекрасной возлюбленной, Шерам «день и ночь» поет о ней одной, восхваляет ее необыкновенную красоту, вкушает все бла


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz