Предыдущая Следующая

1. КРЕСТЬЯНСКАЯ ПЕСНЯ

Крупнейший армянский композитор-классик и глубокий знаток народной музыки Комитас, описывая процесс рождения крестьянской песни, писал:

1 Из письма Р. Роллана, написанного для первого издания на армянском языке его романа «Жан Кристоф» (перевод с французского) . Замечательный французский писатель и музыковед еще в начале, века проявил живейший интерес к армянской народной музыке, познакомившись с ней по обработкам Комитаса и другим источникам.

«Песнетворчество для крестьянина является природным даром; в деревнях всякий хорошо или плохо умеет складывать и петь песню; .в песнетворчество свою долю вносит каждый крестьянин».

Комитас указывал на тесную связь творчества крестьян с их жизнью.

«Сочинение и исполнение песен каждого жанра связаны со строго определенными условиями места и времени (...) вне этих условий народ не признает — не создает и не исполняет песню».

Комитас уделяет также значительное место родной природе и вызываемым ею эмоциям. Свое исследование о лорийской пахотной песне он заключает восторженно-поэтическими словами о том, как на лоне чудесной природы, в процессе труда, рождается эта песня. Создание пахотной песни Комитас уподобляет «сокровенному, священному таинству», когда «крестьянин в объятиях природы, а родная природа в его душе взаимно возрождаются...». Самого же крестьянина он называет «мастером-чародеем». Высоко оценивая художественные навыки крестьянина, он считает создание песен некоторых жанров результатом наивысшего напряжения и наиболее полного выявления всех его духовных потенциальных сил.

Крестьянские песни многообразны подобно тому, как многообразны различные явления крестьянской жизни.

Трудовые песни—жанр, занимающий важное место в армянской народной музыке.

Среди земледельческих песен наиболее интересны оровелы — песни пахарей. Они различны по содержанию поэтического текста и по характеру музыки. Как и во многих других народных жанрах, в них запечатлены картины тяжелой жизни армянского крестьянина в прошлом. Вероятно, каждый армянин помнит еще на школьной скамье выученные наизусть стихи великого поэта Ованеса Туманяна «Песня плуга». Стихи эти возникли на основе народных мотивов:

Плуг, забирай! Ну, ну, волы! Дотянем понемногу

К полудню вон до той скалы, Господь нам будь в подмогу!

Дай силы, боже, их плечам!... Свернем-ка глыбу, ну же!

Хлестни их, мальчик!.. Черным дням Конца нет. Жить все туже.

6

Не выйти из долгов по гроб; Сосед пошел судиться; Задаром пел молебен поп, Проклясть теперь грозится.

Да недоимки не малы; Намедни тож раскладку Затеяли... Ну, ну, волы! Дерите землю-матку!..


Предыдущая Следующая