Предыдущая Следующая

Однако надо сказать, что среди армянских ашугов эта традиция использования стандартных напевов не нашла широкого применения. Наиболее даровитые из них обычно сочиняли для своих удачных стихотворений оригинальные мелодии, по характеру соответствующие содержанию стихотворения. «Песня» не означала для них только лишь стихи, с чем часто приходится встречаться, а целостное музыкально-поэтическое сочинение. Такие ашуги выступали не только как поэты и исполнители, но одновременно и как композиторы. Свои оригинальные мелодии создавали Овнатан Нагаш (1661—1722), Багдасар Дпир (1683—1768), Саят-Нова (1717—1795), Ширин (1827—1857) и другие. Традицию собственного музыкального сочинения в свое время значительно расширил и углубил Дживани (1846—1909). Не случайно о своих песнях он говорит, правда, несколько преуменьшая их поэтическое значение: «Дживани, если ты слышишь кой-какую похвалу, разумей — из-за мелодий, это они вдыхают жизнь в твои песни».

Музыке армянских гусанов-ашугов присущи некоторые общие черты. По сравнению с крестьянскими народными песнями, они в целом отличаются более открытой эмоциональностью, большей эмоциональной напряженностью, страстностью. В этом смысле они напоминают мелодии городских народных песен, но эмоциональная сторона у ашугов выявлена еще сильнее. В ашугских песнях литературный текст передается более

подчеркнуто; кажется, что ашуг старается с помощью яркой, взволнованной мелодии донести до слушателя каждое слово поэтического текста, каждый его оттенок. В этих песнях часто звучит ораторский пафос. Ашугские мелодии более развиты, развернуты по объему и форме.

Подобно армянским крестьянским песням, у ашугов разрабатываются три основных мелодических типа: речитативный, песенный (распевный) и танцевальный.

Речитативные мелодии наиболее близки к речевым интонациям, они почти всегда патетичны. Собственно песенные типы представляют собой плавные напевы, полные внутреннего чувства. В них главенствует музыкальная интонация, хотя в них также обычно подчеркиваются слова. Эти напевы заключают в себе большое количество мелодических украшений. Наконец, созданию

эмоционального настроения и ясной передаче смысла поэтического текста в мелодиях танцевального склада способствует яркий танцевальный ритм. Для таких напевов характерны краткость мелодических оборотов и их повторность. Благодаря этому в песнях танцевального склада ощущается цельность строения стихов и рифма.

Наряду с этими общими, типовыми чертами, мелодии ашугов наделены также и чертами индивидуальными. Они связаны как с творческой индивидуальностью того или другого автора, так и с тем народно-музыкальным источником, из которого питалось творчество ашуга. Так, например, для песен Саят-Новы преобладающим источником служил тбилисский городской музыкальный фольклор, в котором на протяжении долгого времени скрещивались интонационные направления фольклора различных восточных народов. Наряду с этим, мы замечаем у Саят-Иовы также преемственную связь с подлинно армянским городским и, отчасти, крестьянским творчеством, с искусством древнеармянских тагов. У истинных мастеров-ашугов интонационные направления, идущие из различных источников, слиты и подчинены стилю автора. Таково именно мелодическое творчество Саят-Новы, одного из наиболее ярких представителей армянского ашугского искусства.


Предыдущая Следующая