Предыдущая Следующая

У средневековых гусанов, также и у армянских а-шу-

1 Некоторые специалисты приписывают большинство этих айренов народному поэту армянского средневековья Наапету Ку-чаку.

гов, любовь остается главной темой. В чем же разница между армянскими гусанами и ашугами?

В XVIII веке армянское гусанское искусство, по-видимому, более широко соприкасается с аналогичным искусством соседних восточных народов. Сохраняя свою национальную— народно-музыкальную и поэтическую — основу, оно обогащается в этот период общевосточными формами стихосложения, новыми, типично восточными поэтическими образами и темами. В результате армянские гусаны приобретают черты искусства тех народных певцов Востока, которых везде именуют ашугами.

Наиболее талантливые из армянских ашугов, — и прежде всего гениальный Саят-Нова, — осваивая поэтическую технику и мастерство восточного ашугства, приспосабливают их к выражению собственных идей и тем, к требованиям своего языка, и при этом добиваются гармонического единства формы и содержания стихов. Восточные поэтические формы известны под названиями дубейт, мухаммаз, хазель, дивани, дастан и т. д. Они относятся к строению, ритмике или рифме стиха, к количеству стихов или строф, к общему характеру или содержанию стихотворений. Заимствуя эти формы стихосложения, ставшие давно классическими, армянские ашуги — и Саят-Нова, и его даровитые преемники — совершенствуют и создают по их образцу также новые формы, новые их варианты и разновидности. Наконец, некоторые ашуги, особенно на протяжении последних десятилетий, одновременно используют стихотворные формы армянской народной и профессиональной поэзии.

Формы стихосложения, применяемые армянскими ашугами, составляют в целом богатый арсенал средств. Благодаря ему ашуги могут придать тот или иной оттенок выражения содержанию стихов. В них слышится то спокойная и плавная, то напряженная и четкая речь. Простые и сложным рифмы ласкают ухо. Эти рифмы и внутренняя богатая ритмика помогают точному восприятию смысла стихов, ритмическое разнообразие которых кажется бесконечным. Именно благодаря этому лучшие стихи ашугов звучат так живо, музыкально и красиво.

Начиная с XVIII века — более широко с половины XIX — стихи армянских ашугов стали печататься в разных сборниках. Но мелодии до XX века не были запи-

саны и не могли сохраниться в своем первоначальном виде, а иногда утрачивались безвозвратно.

Ашугский напев не всегда имел значение, равное стихам. Для ашуга главным было броское, красивое, глубокомысленное слово, напев же служил лишь средством «сказывания» того или другого стихотворения. Напев, конечно, увеличивал эмоциональное воздействие слов, но все же в какой-то мере он был независим от стихотворения. Это видно уже из того, что за многими формами ашугского стихосложения были закреплены независимые от конкретного содержания стихов определенные мелодии. Таких традиционных мелодий-напевов специалисты насчитывают несколько десятков. Они существуют издавна и сохранились до настоящего времени, при этом часто носят те же наименования стихотворных форм.


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz