Предыдущая Следующая

При скромности средств, мелодика этих тагов отличается еще большей выразительностью; они разнообразны по настроению. Здесь мы встретим безмятежную ли-

1 Необходимо учитывать и то, что в наиболее древних тагах каждый слог словесного текста длительно распевается, причем возникает нечто вроде вокализа (пение на гласные звуки), когда те или иные гласные лишь окрашивают мелодию и когда, следовательно, текст теряет свое практическое значение.

38

рику и торжественную приподнятость, сосредоточенное раздумье и напряженную патетику, проникновенную

грусть и ликующее веселье, во всех случаях повествуют о чем-то значительном, сокровенном, серьезном, в музыкальном отношении они всегда содержательны.

Несмотря на всю близость к крестьянской музыке и наличие с ней общности, таги, как уже было сказано, сохраняют свои отличительные черты. В то время как крестьянские песни (слова и мелодии) выражают душевные переживания многих людей, их содержание более объективно, всенародно, таг — преимущественно плод индивидуальных переживаний. В крестьянских песнях содержание вытекает непосредственно и конкретно из жизни, моменты созерцательности в них вовсе отсутствуют, в тагах же содержание сравнительно абстрактно. Это не означает, однако, того, что таги лишены реальных душевных переживаний, наоборот, в них созерцательность чередуется с порывом и высоким напряжением чувства. В таких случаях возникают как будто яркие контрасты света и тени, и, пожалуй, благодаря этому сдержанное, но глубокое чувство непрерывно подталкивает и двигает вперед развитие мелодии. Кроме того, в крестьянской музыке, как правило, отсутствуют чрезмерно широкие распевы и обильно орнаментированные мелодии.

Являясь сравнительно сложными произведениями, таги, подобно эпическим песням, сохранились в живом звучании в небольшом количестве, их гораздо больше в древней нотной записи.

Нижеследующая мелодия напета Комитасом на пластинку. Когда мы слушаем эту запись, создается иллюзия, будто голос певца доносится из глубин веков. Комитасовское исполнение отличается не только глубокой проникновенностью, но и точным ощущением стиля. Таг называется «Авик», что означает птица. Исследователи армянской средневековой устной и письменной словесности правильно отмечают, что в этом таге языческая птица преобразована в Христа и что, несмотря на это, слова припевной части (обращение к птице: «Кто подобен тебе, бесподобной?») в общем контексте ясно воспринимаются как вопрос, направленный к красивой возлюбленной, на который тут же дается восторженный ответ: «Ты одна подобна себе, ты бесподобна!».

за

И по словесному тексту, и по мелодии «Авик» — народного происхождения, но полагают, что Григор Наре-каци его обработал (в некоторых древних рукописях ему приписывается авторство этого тага). Из тагов, наверняка принадлежащих Григору Нарекаци, сохранились (благодаря записи Комитаса) торжественно приподнятый «Говорю про львиный голос», напоминающий вещательное повествование древнеэпической песни «Мо-кац Мирза», а также величаво-спокойный «Идет телега с Масис-горы».


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz