Предыдущая Следующая

Кроме того, некоторые таги, точнее — их словесные тексты, считаются духовными по исключительно формальным признакам: принадлежность их к духовному искусству отмечена либо в заглавии (например, посвящение богоматери), либо выявляется в заключительной приписке — коротком хвалебном обращении к господу богу и пр. В иных духовных тагах фигурируют иносказательность или аллегория.

Надо полагать, что для поэтов-композиторов средневековья, почти всегда связанных с церковью и часто живших и творивших за монастырской оградой, нелегко было открыто воспевать реальную жизнь, природу, красоту женщины. Так же, как и в некоторых других случаях, широко известных в истории мирового искусства (например, в искусстве итальянского Возрождения), мы найдем в армянском искусстве немало произведений, в которых не только названия, но и сюжеты являются духовными, в то время как сами образы — поэтические, и тем более музыкальные, — являются вполне светскими, реалистическими. У поэтов и композиторов сред-

1 Именно в этом качестве значительная часть армянской церковной музыки записана новоармянскими нотами и напечатана в семидесятых годах прошлого столетия композитором Н. Таш-чяном.

2 Родство ярмянских народных (крестьянских) и церковных мелодий неоднократно отмечал и доказывал Комитас, уподобляя это родству близнецов. Этот вопрос подробно рассмотрен в труде X. С. Кушнарева «Вопросы истории и теории армянской мелодической музыки» (Ленинград, 1958) и в других трудах.

3,7

невековья сюжеты часто были лишь средством для иносказательного выражения своих реально-жизненных идей, чувств и переживаний, которые они не могли в силу строгих церковных ограничений выражать открыто. Таковы, в частности, многие «духовные» таги Григора Нарекаци

Со стороны музыкальной таги представляют собой развернутые вокальные пьесы типа арий; в них широко отразилось умение их авторов — «тагасацов» — создавать мелодии.

Таги богаты мелодически. Они имеют орнаментированную распевную мелодию широкого диапазона. Как и в некоторых других распевных образцах армянской народной песни, в тагах большую роль играет мотивное развитие начальной музыкальной мысли. В тагах мелодия кажется бесконечной; она как бы льется непрерывно; красивые музыкальные фразы следуют одна за другой; напряженность то возрастает, выражая глубоко взволнованное душевное состояние и достигая драматического пафоса, то падает и исчезает, после чего наступает душевный покой. Мелодии тагов из-за глубокого настроения и красоты иногда сравнивают с вокальными или инструментальными ариями Баха и Генделя.

Духовные таги XII—XV веков разрослись в длиннейшие и сложные по форме и содержанию произведения концертного плана с виртуозной мелодией и обычно несколькими различными образно-тематическими образованиями. На них оказала влияние средневековая гу-санская инструментальная музыка. Их исполнение требовало незаурядных вокальных данных и высокой певческой техники. Более ранние «условно духовные» образцы (X—XII вв.), как и более поздние, чисто светские таги, сравнительно просты по содержанию и легки по конструкции.


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz