Предыдущая Следующая

Сохранившаяся и дошедшая до нас армянская духовная музыка (она исключительно вокальная) имеет множество видовых и жанровых подразделений. По происхождению это тоже древняя народная культура. В конце III века, к моменту принятия армянами христианской религии, в основу песнопений христианской церкви легли более древние народного происхождения языческие культовые мелодии, которые стали распеваться с новыми словами христианских молитв. В дальнейшем процесс развития духовной музыки протекал сложно. С одной стороны, для обеспечения своего влияния на народные массы церкви нужно было иметь понятную широким слоям народа, близкую народу музыку. Наилучшим источником для такой музыки оказалось само народное крестьянское творчество. Не только самые первые композиторы армянской христианской церкви, но и все последующие брали для своих сочинений мелодический материал из народной музыки; таким образом, церковная музыка питалась за счет музыки народной. С другой стороны, для обеспечения особого «авторитета:» церковной музыки, для того, чтобы она не стала объектом обыкновенного художественного наслаждения, а способствовала бы пропаганде религиозных догм, идей смирения и покорности, церкви нужно было, чтобы эта народная в основе музыка, сохраняя свои национальные черты, лишилась бы самой народности, лишилась бы своего характера, своей жизненной правдивости. И вот, беря народные мелодии в церковную музыку, церковь «освобождает» эти мелодии от их живого, импульсивного ритма и музыка принимает аскетический характер.

Однако в процессе развития церковной музыки не все зависело от самой церкви и от ее композиторов. Сам народ вносил сюда поправки. Сказанное выше о вынужденной устной традиции передачи тагов в гораздо более широком масштабе можно повторить в отношении церковной музыки: в позднее средневековье она тоже продолжала свое существование в виде обычных народных песен, сближаясь с подлинной народной музыкой, отшлифовывалась, «перередактировалась» согласно нормам народно-музыкального творчества. Интересно, что в крупных городских центрах армянская духовная музыка больше сохранила свой аскетический характер, хо-

36

тя и тут невозможно скрыть ее народную основу, зачастую наличие в ней целых народно-песенных построений 1; в местностях же, отдаленных от центров, она стала особенно близка крестьянской2.

Все это в одинаковой мере относится также к тагам. Так, записанный еще Н. Ташгяном, а впоследствии и Комитасом известный таг «Хорурд хорин» (его автор— поэт и композитор XII века Хачатур Таронаци) по содержанию словесного текста близко примыкает к церковному искусству и был введен в богослужение. Но не зная его духовного текста, даже слушатель, искушенный в стилях армянской народной и церковной музыки, не сможет отличить его от народных тагов соответствующей эпохи или от близких но характеру других народных мелодий.


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz