I Для того чтобы актер мог с успехом оперировать столь необычной и сложной формой, он должен был мастерски владеть голосом. Существовала даже особая область актерского искусства, называвшаяся «фонаскиа» (ррсоуаокСа, от срюул. —голос и глагола аокеСу — обрабатывать, тренировать). Она содержала комплекс вокальных упражнений, способствовавших развитию голоса. «Фонаском» (ррюуаоход) назывался учитель пения, дававший актерам различные рекомендации для приобретения вокальных навыков и повышения мастерства. Известно, что с этой целью многие актеры долгие часы посвящали тренировке своего голоса. Цицерон («Об ораторе» I 59, 251) рассказывает, как греческие актеры перед выходом на сцену делали специальное упражнение: они распевались лежа, издавая вначале более низкие звуки и постепенно повышали их до самых высоких. После исполнения трагедии или комедии они проделывали «обратное» упражнение, но уже сидя. Оно начиналось с самых высоких звуков, постепенно достигало наиболее низких, и таким образом актер как бы успокаивал свой голос. I Конечно, даже обычная речь актеров отличалась от обыденной каждодневной, именовавшейся «логос» (Абуод). Отличие было обусловлено хотя бы тем, что в трагедии актеры говорили не прозой, как в жизни, а стихами. Естественно, декламация стихов требовала и специального интонирования. Здесь нужна была либо большая торжественность и трагичность, либо жалобность и надрывность, либо резкие восклицания или вкрадчивые «нашептывания». Такая Речь называлась «каталогэ» (катаАоул). Приставка «ката», среди прочих значений, имеет смысл усиления, переходности. В соединении со словом «Хбуод» она создает определение речи, отличающейся от обыденной и перешедшей в иную смысловую плоскость. Хотя в простейших случаях «катаХоул» переводят как «список», «перечисление», в театральной жизни это слово обозначало «измененную речь», «Усиленную речь». При «каталогэ» слово выполняло не только коммУникативную функцию, но и художественную. | Разнообразие методов исполнения и художественных задач, как уже видели, вызвало к жизни необходимость чередования де-и пения — «паракаталогэ» (паракатаХоул). Приставка означает «отклонение», «изменение». Значит, «паракатало- /96 Е. В. Герлман гэ» — это изменение «каталогэ», новая стадия воплощения слова: нем только особая декламация стиха (каталогэ), но чередование декламации с пением. Паракаталогэ сопровождалось звучанием музыкального инструмента, чаще всего авлоса. Именно он сопровождал все песни хора в классической трагедии и нередко аккомпанировал актерам при исполнении сольных номеров — монодий. Иногда в трагедиях использовалась и кифара. |