Аналогичные события происходили и в Аттике. Подобно Клисфе-ну в Сикионе, Периандру в Коринфе, к власти в Афинах пришел тиран Писистрат, окруживший свой двор выдающимися музыкантами |и поэтами (Анакреонт, Симонид и др.). Будучи ярым противником аристократии, Писистрат, как и все диктаторы, опирался на массы и способствовал процветанию народного культа Диониса. Именно при Писистратидах к древним праздникам, посвященным Дионису ' |и отмечавшимся с незапамятных времен — Малым Дионисиям, Ле-неям, Антестериям, — добавились грандиозные торжества, названные Большими Дионисиями. Они отмечались многочисленными состязаниями и пышными музыкальными выступлениями. Большая роль отводилась здесь и исполнению «главной песни» Диониса — дифирамбу. Но теперь он имел уже мало общего с той древней обрядовой песней-пляской, исполнявшейся некогда всеми (или большинством) Участниками религиозной церемонии. Перед новыми поколениями предстало невиданное прежде зрелище, в котором люди жили и Умирали, любили и ненавидели, страдали и радовались. Здесь благородство соседствовало с низостью, искренность с подозрительностью, счастье с огорчением и разочарованием. ; Переживания до глубины души волновали всех, кто смотрел это Удивительное создание религиозного и художественного духа. Среди Зрителей не было равнодушных. И чем сильнее были переживания, тем выше возносились мысли и чувства зрителей над каждодневными "ботами. Сознание словно парило над реальностью, и человек оказы- аался способным не только обозреть с высоты собственные дела и Поступки, но и оценить их, словно со стороны, а это вело во многих tSii E. В. Гериман Звуки, амфитеатра >-7 случаях к самоочищению или, как говорили древние греки, к «катарсису». Катарсис достигался быстрее и легче, если страсти были сильнее и правдивее. Теперь эффект театрального действа зависел не столько от веры язычника, не столько от играемых сюжетов (они были все хорошо известны), сколько от мастерства тех, кто представлял его от автора, актеров и хора. Музыка и маски Но обычай оставался обычаем: все, совершавшееся до и погле представления трагедии, мало отличалось от происходившего до и после представления дифирамба. Весь религиозный ритуал оставался неизменным, и он не имел непосредственного отношения к пер рождению дифирамба в трагедию. Праздник Больших Дионисий, во время которых происходил театральный а гон, открывался шествием. Его начинали жрецы Диониса. В величественных и ярких одеждах они двигались во главе процессии. Затем следовали канефоры — девушки, несшие на голове корзины со священной утварью для жертвоприношений. Вслед за |