в следующем. Первый пелся вообще как знак смерти человека. Он 144 Е. В. Гер&ман мог исполняться даже тогда, когда родственники и друзья получали сообщение о смерти близкого, находившегося в другом городе. Трен мог петься также по погибшему, например, при кораблекрушении, когда тело оказывалось поглощенным морской пучиной. Эпике-дейтическая же песня исполнялась на похоронах только над телом усопшего. Без него смысл в эпикедейтическом пении отпадал. Необходимо отметить, что при сопоставлении трена с эпике-дейтической песней остается несколько неясных вопросов. Представляли ли собой трены и эпикедейтические песни произведения с разным музыкальным материалом или эпикедейтической песней назывался трен, певшийся над телом умершего? Являлись ли эпике-дейтические песни особым музыкальным жанром, охватывающим многие сочинения с различной музыкой, или это было одно-единственное ритуальное произведение? Все эти вопросы еще требуют ответа. В античной литературе упоминаются и другие жанры траурной музыки. Так, по свидетельству Афинея (XIV 619 Ь), грамматик Аристофан Византийский (257— 180 гг. до н. э.) в своем «Аттическом лексиконе» рассказывал о некой заунывной и скорбной песне, называвшейся «иалемос» (юдецод — скорбный, печальный) и «певшейся при трауре». Поллукс (IV 79) упоминает заупокойную авлосовую мелодию «нениатон» (уптоатоу). Нужно думать, что это было инструментальное воплощение траурного хора девушек (по-гречески лтгуц; или уеогуц; — девушка). Есть свидетельство, что «нении» звучали не только в Греции, но и в Риме. Цицерон («О законах» II 24, 62) связывает их с «пением под звуки тибий», в которых повествуется о «заслугах мужей». Указание на некий плач-причитание, называвшийся «ойктос» (оЬстос), можно обнаружить в трактате Псевдо-Плутарха (17), где сообщается, что он звучал в «дорийской тональности». Заслуживают внимания и слова Афинея (XIV 619 с) о том, что «песня, певшаяся на похоронах, называлась „олофирмос" (бдосрирцбд) ». К сожалению, никаких других подробностей автор не приводит. К этим сведениям следует добавить, что и самые древние элегии, распустившиеся впоследствии буйным цветением в греческой литературе и связанные с самой различной тематикой (вплоть до воспевания героических подвигов и красоты возлюбленной), первоначально являлись обрядовыми похоронными плачами. Они исполнялись под звуки авлоса, и их содержание посвящалось рассказу о заслугах и добродетелях умершего. Однако о всех этих произведениях сохранились лишь мимолетные упоминания, и по ним нельзя составить целостного впечатления |