Давно стала популярной в народе любовная песня о дорогой возлюбленной, прекрасной и жеманной Сато. Песн» эта существует в пароде во многих вариантах, очевидно, она и проходит процесс коллективной отшлифовки (приведен один из наиболее простых ее вариантов): Умеренно 4Ь*іЬ 1)ш • рв. Лі • Гр. сш* иртщЦ Ьи. ри ти ушО, гшг рі }иЦ Гр. Одна из сравнительно новых, но популярных любовно-лирических песен сочинена на известные стихи Ав. Исаакяна «Биигёл». В стихах, написанных в народном духе, тема любви переплетается с описанием чудесной природы. Песня начинается четверостишием: Раскрыла весна зеленые двери дня И, точно струна, запела в ручьях Бингёла, Один за другим верблюды прошли, звеня, И яр поднялась на пышный яйлаг Бингёла... (Перевод Т. Спендпаровой) Умеренно, спокойно Ьгр ршд о цшг ВшО Цш-Цш} (р-іішг цш-вшЦ Рри «цв (р. сшг і|Ь сш гш(І шіі цвіц |шги £| зд-Виїд ун^ - |Ш-(ІЬ - гр В|ів * «ЦІЇ - Ясная строфичность, квадратность строения и, пожалуй, ладовая основа этой песни — все говорит о ее городском происхождении. Сама же песня популярна как в городе, так и в деревне. Характерно, что ее поют на своем родном языке также и живущие в деревнях Армении курды. Примером песни, в которой выражается трудовой порыв хлопкоробов и их мечтания о хорошем урожае, может служить «Сделаем же грядки», исполняющаяся при полевой работе: Ярко мажорная окраска мелодии, ее четкий ритм как нельзя лучше соответствуют содержанию и назначению песни. Шуточная песня, приводимая ниже, записана среди рабочих консервного завода, в одном из сельских районов. В ней певец, заводской рабочий, соединяя в веселой частушке производственные мотивы с любовными, обращается к девушке и в шутку называет ее своей возлюбленной. Плясовой характер мелодии, повторяющийся один и тот же звук в середине, «бесконечное» строение куплета — все это близко словесному тексту: В Эчмиадзинском районе записана сатирическая песня на известную тему о том, как волк притворяется 68 благодетелем овцы. Сочиненная в подлинно старокрестьянских интонациях, эта песня интересна тем, что показывает бытование традиций мелодического речитатива в современной крестьянской музыке: За последнее время получили большую самостоятельность плясовые песни; они широко завоевали профессиональную эстраду, где звучат многоголосно. Приводим две песни, первая — спокойная, интимно-лирического характера, с легким налетом грусти, вторая— веселая, слегка кокетливая: «Каряки» — легкие по конструкции, простые по форме народно-музыкальные произведения. Их звукоряд зачастую состоит всего лишь из двух-трех звуков. Мелодически простые, они в то же время разнообразны в ладовом и ритмическом отношении и, как правило, асимметричны; это придает им своеобразную живость: |