Как уже было сказано, народная музыка рождается в теснейшей связи с определенными жизненными обстоятельствами, ее создатель не ставит перед собой специальной цели показать свое творение какой-либо аудитории. Крестьяне, например, создавали оровелы не для того, чтобы их исполнять на концертах или даже на каких-нибудь сельских собраниях, — они возникали в процессе труда, способствуя этому процессу, облегчая труд крестьян. Между тем искусство гусанов подразумевает аудиторию. Гусанские песни создавались именно для того, чтобы гусан их. исполнял, а люди сидели бы и слушали. Соответственно для них требовались иные средства выразительности. И это тоже отличает гусанский стиль от стиля народной — крестьянской или городской — музыки. Обычно гусанские стихи и мелодии можно безошибочно отличить от народных, если даже они по характеру близки последним или с течением времени подвергались их влиянию. Однако при этом искусство гусанов не является в полном смысле этого слова профессиональным искусством, скорее это некая профессиональная ветвь народного музыкально-поэтического творчества. Слово гусан означает народный певец. Аналогичные слова имеются и у других народов Закавказья: мгоса-ни — у грузин, и озан — у азербайджанцев. В Армении гусанами считаются мастера народного творчества, совмещающие в себе многогранный талант поэта, композитора и сказочника, певца, музыканта и сказителя. Гусаны существуют с древнейших, незапамятных времен. За редчайшими исключениями гусаны — выходцы из широких слоев народа; обслуживали же они все слои народа — от простых крестьян и горожан до богатеев, князей и царей. Их пение и игра звучали везде, особенно на всевозможных народных собраниях, всюду они оказывались желанными гостями, а в старину также и участниками театральных представлений. Характерно, что обычно гусаны выступали не только в роли увеселителей, но и просветителей-моралистов: они восхваляли добродетели и бичевали пороки. Особенно энергично гусаны противопоставляли свое искусство религиозным догмам церкви. В армянском рабовладельческом и раннефеодальном обществах искусство гусанов имело несколько профессиональных разветвлений, сообразно различным областям их деятельности. Согласно данным древнеар-мянских летописей, среди гусанов были сказители, певцы, инструменталисты, артисты (комедийные и трагические), шуты, танцоры и танцовщицы. Относительно тех же времен сохранились сведения о различных гусанских инструментах и ансамблях. Так, например, описывая пиршество, на котором был убит армянский царь Пап, историк Павстос Бузанд пишет: «Когда начали пить, первую чашу веселья подали царю Папу, и сейчас же заиграли барабанщики и флейтисты, арфисты и трубачи со всем благозвучием (своих инструментов)... Царь Пап держал пальцами чашу с вином и глядел на |