II. ИСКУССТВО АРМЯНСКИХ ТАГОВ Искусство тагов, происходящее из того же крестьянского творчества, являлось атрибутом городской музыкальной культуры, достигшей еще в середине века высокой степени развития. Но и в условиях городской музыки таги занимали совершенно обособленное место. Термином таг часто обозначают всякую песню: и мелодию (поющуюся песню), и стихи. Но таг имеет и специальное— литературное и музыкальное значение. Таги представляют особую поэтическую форму — небольшие, преимущественно лирические, стихи, главным образом профессионального творения. По содержанию они разнообразны: чаще всего в них воспеваются кра- 34 сота природы и человеческой личности. В профессиональную литературу таги перешли из народной поэзии в X веке. Так, например, крупнейший поэт армянского средневековья Григор Нарекаци является автором многих тагов, иногда близко соприкасающихся с народно-крестьянской поэзией. Развитие тагов в литературе повлекло за собой появление одноименного жанра в музыкальном искусстве. Установлено, что в области музыки развитие тагов началось также в X веке. Некоторые таги, сочиненные Нарекаци, им же положены на музыку; они принадлежат к числу наилучших образцов этого вида древнеармянско-го вокального искусства. Сочинение тагов, начавшееся с эпохи Нарекаци, продолжалось вплоть до XVIII в. Почему же мы рассматриваем таги наряду с другими произведениями народной музыки? Многие таги действительно являются продуктом профессионального музыкально-поэтического искусства; часть из них в свое время была записана средневековой армянской нотописью — хазами. Но, во-первых, только лишь часть, а не все таги; во вторых — даже те, что были записаны, в дальнейшем, на протяжении нескольких веков бытовали и передавались из поколения в поколение устно, поскольку начиная уже с XV века ключ к чтению средневековой нотописи постепенно был утерян, а в XVIII веке эти ноты больше никто не умел читать. Не говоря уже о том, что в самом зародыше мелодии тагов были близки к народным песням некоторых видов, в процессе дальнейшего устного бытования они постоянно были подвержены той «шлифовке», каковую претерпевают народные песни, обычно ведь тоже вначале кем-то сочиненные. И хотя при этом таги сохранили свои основные видовые черты, их все же правомерно рассматривать в качестве образцов народной музыки. У тагов имеется одна важная особенность. Истоки их поэзии и музыки, как было сказано, уходят в народное искусство, но возникши, они в то же время стали близки церковному искусству. В итоге до нас дошли как светские, так и духовные таги. Для правильного представления о них необходимо сказать несколько слов о самой духовной музыке армян. |