Тучи сошлись — снег нейдет, Шогер джан; С гор мой милый в дом нейдет, Шогер джан; Сияй, взвейся, блистай, смейся, Шогер джан; Снежный покров с туч упадет, Шогер джан; В сердце моем горит жар, Шогер джан; Ночью ко мне сон нейдет, Шогер джан; Сияй, взвейся, блистай, смейся, Шогер джан; Снежный покров с туч упадет, Шогер джан; (Перевод Я. Адамян) При таких песнях-плясках возникает простейшая полифония. Например, второй хор подхватывает последнюю фразу первого, а затем самостоятельно ведет свою партию. Так продолжается и дальше (диалогические песни существуют также независимо от плясок). В песнях-плясках широко отражается уменье армянских крестьян импровизировать. Однажды Комитас в Ширакском районе, в Армении, наблюдая за пляской молодых людей, записал 34 варианта одной, постоянно развивающейся и обогащающейся плясовой песни. Разумеется, и в этом случае, как было сказано об орове- 1 Приводится один куплет слов; припевные (хоровые) части набраны жирным шрифтом. Шогер — женское имя; джан — дорогая. 32 лах, важную роль играет веками накопленный у крестьян интонационный опыт. Мелодии отдельных плясовых песен, быстро рождаясь, так же быстро умирают. Но наиболее яркие сохраняются; в дальнейшем они лишь обновляются, освежаются. Их слова тоже импровизационны. Здесь, как правило, постоянным оказывается припев, а куплеты, лишь в той или иной мере связанные между собой по смыслу, часто возникают каждый раз как бы заново. Песни-пляски обычно называются по первым словам припева; в тех случаях, когда слова припева по смыслу представляют собой нечто неосмысленное (например, восклицания ле, ле, ло, ло и пр.), песня называется по начальным словам первого куплета. Помимо собственных названий, песни-пляски имеют также названия, характеризующие вид пляски: либо форму стойки танцующих, либо направление движения группы, либо характер шагов или прыжков и т. д. Несмотря на такую тесную связь с танцем, плясовые песни часто исполняются и независимо от танца, как самостоятельные песни. Ниже приводятся два образца: «Алагяз» — медленный, степенный хоровод, с припевной песней-пляской «Хнки цар» («Ладан-дерево») в живом, все ускоряющемся темпе, и «Тандзарам» — пример плясовой мелодии со смешанным метром. Конечно, при такой сложной ритмике и сама пляска является сложной по ритму и по движениям, приобретая зачастую виртуозный характер: 3 Р. Атаян Крестьянская песня — богатейшая ветвь армянской народной музыки — считается одновременно наиболее чистым и совершенным выражением национального народно-музыкального стиля, она и явилась главным источником, питавшем все остальные ветви этой музыки. |