Ту Би-2 о нот ту Би-2

Би-2: Просто герои
Удивительно и порой страшновато осознавать как неотвратимо и неумолимо время покрывает слоем пыли свои собственные следы. Казалось бы, еще только вчера образцово-советская молодежь ездила в пионерские лагеря, тайком курила термоядерные сигареты "Космос" и писала на заборах и стенах домов "Ласковый май". Теперь же тинэйджеры предпочитают "зажигать" на Ибице, заниматься веб-дизайном и носить ботинки от "Camelot" . Поколения сменяют друг друга, и тут уж - нравится или нет – новая мода и новые веяния берут верх над всем тем, что казалось совсем недавно вечным и незыблемым. Образ мысли, привычки и привязанности также не стоят на месте и меняются в соответствии со временем. На смену "Анжелике" и "Иронии судьбы" приходят "Матрица" и "Брат-2", а "Полковнику никто не пишет" оказывается не произведением Маркеса, а всего лишь кайфовой песней "Би-2". Сама же группа "Би-2", сменив массу привязок в пространстве (Белоруссия-Израиль-Австралия-Россия) и времени (вступая в двадцать первый век, они могут похвастаться более чем десятилетней историей), оказывается на поверку самой популярной российской группой по итогам продаж альбомов. Исходя из всего этого, владимирский концерт "Би-2" должен был вызвать повышенный интерес для всех любителей музыки – в диапазоне "от и до", невзирая на возраст, социальное положение и партийную принадлежность. Должен был вызвать. И вызвал.

Кто-то где-то>...
Даже обрывочно-схематичных данных должно было хватить. Судите сами: лидеры многочисленных хит-парадов, гости всевозможных ток-шоу и герои мегапостеров во многих журналах, кумиры молодежи и озвучиватели популярного телешоу ("Последний герой") – "Би-2" явно не теряют времени даром. К тому же, их последние альбомы "Би-2" и "Мяу Кисс Ми" уже практически наизусть выучены многочисленной когортой поклонников, фанатов и обожателей, так что можно смело "снимать сливки" с гастролей, концертов и выступлений, не особенно заботясь о качестве звука и возможном шоу. К чести самих участников группы стоит отметить, что вышеперечисленными обстоятельствами парни (а "Би-2" в первую очередь – это все-таки два человека: Лева и Шура) не особенно-то и пользуются, предпочитая лично и непосредственно наслаждаться своим пением, исполнением и сценическими "выкрутасами", чем просто вяло присутствовать на собственном концерте, отводя себе роль статистов и героев картинки на фоне общего сумасхождения и тотальной радости при виде кумиров. Лева, немного устало улыбаясь, признается, что они скорее "граждане мира", нежели чем жители какой-то определенной страны или местности. По крайней мере, именно так они себя чувствуют в данный момент. Такое положение и осознание при желании приносит хорошие плоды: музыка "Би-2" достаточно интернациональна и универсальна для того, чтобы быть понятой, осмысленной и принятой весьма многими людьми, а что касается манеры, особенностей и прочих отличительных черт, то здесь, думается, и так все понятно: любят и понимают, значит признают и восхищаются – ни больше ни меньше.

Оптимальный вариант
Большинство исполнителей и групп руководствуются довольно четкой и в меру ущербной философией, суть которой заключается в том, что простое лицезрение знакомых лиц и так должно вызывать бурю обожания и восторга у поклонников, а какие-то дополнительные телодвижения кумиров – суть роскошь и, в общем-то, ни к чему. "Би-2" в этом отношении придерживаются более "прогрессивной" позиции, и на сцене не только стараются выдать на-гора максимум хитов, но и как-то разнообразить выступление, делая из рядового концерта не просто "отчетное мероприятие", но настоящее шоу. Измышления о том, путешествия ли за границей, стремление ли выделиться или банальный коммерческий расчет повлияли на данное обстоятельство довольно бестолковы и ни к чему не ведут, так как факт остается фактом: на группу, когда они на сцене, интересно и захватывающе смотреть. Будь то обычные мимика или пластика Левы, эффектные сольные выходы Шуры, их совместное мнимое сценическое соперничество, разыгрываемое по всем правилам классического противостояния "соло-гитарист – ритм-гитарист" или же индивидуальные находки для визуального отображения по возможности каждой звучащей песни - все это неизменно вызывало горячий интерес и активное одобрение зала, признаться, порядком соскучившегося по действительно стоящему действию. А "Би-2" и олицетворяли это самое действие: то, стараниями Левы, по кошачьи-сексапильно пробегаясь по сцене и, остервенелым рвением и исступленными прыжками, буквально сдергивая добрую половину зала с их мест и заставляя бесноваться у сцены и на балконе с партером, а то, посредством Шуры, чуть ли не гипнотически усаживая не в меру разошедшихся фанатов в их кресла и убеждая вскидывать высоко вверх руки с горящими зажигалками под "мой рок-н-ролл – это не цель и даже не средство". Каждая мелочь казалось работает на визуализацию и большую эффективность действа: и огромный флаг с бесхитростной надписью "Би-2" на нем, и распевание "Life is life" Opus`а под занавес "Варвары", и неоднократные путешествия Шуры в зал, сопровождаемые сольными гитарными партиями, и композиционный танец с подаренной поклонницей розой, и финальное попурри из основных хитов на радость присутствующим... – перечислять подобные значимые мелочи, поверьте, можно еще долго. Но все же основная идея заключалась в том, что все это превращалось в одно безостановочное шоу с тщательно отрежессированными и исполненными ролями, к тому же, не без идейной наполненности, так что зрителям и вашему покорному слуге в их числе оставалось лишь комфортно наблюдать и, по мере возможностей, восторгаться и получать удовольствие от всего того, что происходило на сцене.

Попытка прыжка
"Би-2" - это целая занимательная книжка с картинками для рисования, которая, в том числе, может быть использована как учебник по достижению популярности. С первого взгляда и если не особенно вчитываться, все достаточно просто: знакомство в театральной студии, основание собственной рок-группы, песни и выступления, разочарования и радости, первые поклонники и первые же недоброжелатели. Потом перерыв в музыкальной деятельности, вынужденные разъезды по заграницам, акклиматизация на новом месте, попытки возобновить группу, снова разъеды и снова успехи и неудачи. Далее "Варвара" и "Полковнику никто не пишет", "Брат-2" и "Максидром" с "Нашествием", "Би-2"-мания и контракт с "Sony". Вся достаточно насыщенная жизнь превращается в список практически бесконечных взлетов и падений, оставляя за бортом любое личностное проявление и сводя таким образом всю многолетнюю эпопею всего лишь к игре случая и внутренним особенностям шоу-бизнеса. Между тем, своеобразный феномен "Би-2" заслуживает гораздо большего внимания, чем простое перечисление знаменательных вех в биографии коллектива. Заслуга наших героев в том, что не слишком-то стараясь в изобретении нового колеса, которое в лучшем случае послужит запасным, они, насколько смогли, синтезировали в своем творчестве избранные лучшие проявления популярной музыки, причем, как отечественной, так и западной, в результате получив собственное оригинальное звучание, отвечающее требованиям самых взыскательных радетелей чистоты стиля. Если задаться более конкретным анализом, то в их песнях можно услышать отзвуки "Мумий Тролля" и "Аукцыона", "Аквариума" и "Кино", "Led Zeppelin" и "The Cure", "The Beatles" и "Black Sabbath", но лишь отзвуки, так как сами "Би-2" уже имеют собственное, вполне оригинальное звучание, позволяющее их безошибочно узнавать и отделять от других команд. Они не гнушаются использовать чужие наработки, но все же делают это творчески, так или иначе преобразовывая посторонние звуки и сочетания звуков в тот компонент, про который можно сказать, что он "полностью "Би-2"-шный". Возможно, что в подобной мультистилистичности и простоте культурных и прочих ассоциаций и заключается успех группы, который Лева и Шура воспринимают как закономерное, но ни в коей мере на них не давящее обстоятельство. По крайней мере, на состоявшемся концерте песни явно не делились на хиты и прочее, а воспринимались как некая целая программа, логично развивающаяся и включающая в себя разнообразные цельные компоненты. Проще говоря, интересно было слушать (и наблюдать) любую песню и ни одна не воспринималась как проходная, а это, согласитесь, хоть что-то, но значит. Хотя бы в контексте популярности группы под названием "Би-2".

Записки из партера
А в целом, большинство зрителей явно не пожалели о том, что отдали деньги за билет и пришли на выступление: разочаровавшихся почти не было. Концерт был достоин аншлага и того неподдельного интереса, который к нему многие проявили. Полтора часа неподдельных живых эмоций, энергетической встряски и простого чистого удовольствия в сочетании с отличными песнями стоят гораздо большего, чем номинальная цена билета и "прореха" в бездне свободного времени. Да, впрочем, что об этом говорить - те, кто это понимает, и так на концерте присутствовали. Что же касается зрителей вообще, то здесь царила полная народная демократия: при численном перевесе в зале молодежи (оно и понятно), примерно процентов сорок зрителей составляли люди в возрасте от тридцати лет и выше, а их, согласитесь, назвать "оголтелыми тинэйджерами-фанатами" как-то сложно. Причем и те, и другие не особенно отличались друг от друга в плане проявления своих чувств и эмоций: пальцы, выстроенные в "козу", взмывали в воздух по всему залу, одобрительные возгласы и аплодисменты заглушали друг друга, ну а уж танцы и совместное хоровое пение вообще воспринимались как нечто само собой разумеющееся. Понятно, что при такой энергичной и энергетической поддержке музыканты еще больше "завелись" и практически полностью выложились на сцене (после окончания концерта Лева выглядел так, будто только что участвовал в марафонском забеге). По их собственному признанию, во Владимире они сыграли гораздо больше песен, чем первоначально планировали, и все это из-за горячего приема, оказанного зрителями. Но все же "Би-2" были рады и довольны состоявшимся концертом, так как выходить на сцену им (по собственному признанию) еще не надоело, ну а когда твое творчество находит горячий отклик в зале, то это лишь подстегивает, заставляя еще больше стараться "сделать хорошо". Что и было продемонстрировано на практике: финальные "Волки", "Полковник" и "Серебро" превратились в некую громко- и многогласную увертюру, в которой, казалось, все потонет в восторженном реве поклонников, и филармония все же рухнет, не выдержав столь позитивных вибраций. Однако, обошлось, никто не оглох, не скончался от чрезмерного прилива чувств, да и здание на этот раз устояло.
В итоге на долю послевкусия осталось желание допеть недопетое, обсудить только что пережитое и прочувствованное и, наконец, желание еще как-нибудь сходить на концерт "Би-2". Отвечая на поставленный вопрос в утвердительной форме.

04-10-2001
http://www.periskop.vtsnet.ru/