Предыдущая Следующая

О чем же пел Фамир, когда служил подлинному искусству, а

не творил ради служебных обязанностей?

На этот счет сохранилось одно-единственное свидетельство,

зафиксированное у Псевдо-Плутарха (43): «Рассказывают, что он

[то есть Фамир] создал [произведение] о борьбе титанов против богов». Как инструменталист он был известен тем, что добавил к лире струну, называвшуюся «паргипатой» (ларгшспт.), то есть расположенной рядом с «гипатой» (готатт.) — низкозвучной струной

(Диодор Сицилийский III 59, 6).

Мифический Фамир— это не только образ кифарода, но и кифариста. Так, Плиний Старший (VII 57) сообщает, что «Фамир первый играл на кифаре без пения». Такое утверждение — лишь

дань традиции, когда во что бы то ни стало нужно отыскать и указать «первого из первых», от которого все начинается. Но сообщение Плиния Старшего показывает, что мастерство легендарного Фамира как инструменталиста было столь высоко, что он мог выступать как солист-кифарист. Ведь инструментальные навыки большинства кифародов ограничивались лишь умением скромно аккомпанировать собственному пению. Но музыкант, решающийся на

оздание художественных образов только средствами инструмента, олжен в совершенстве владеть его техническими возможностями. Однако наибольшая известность мифа о Фамире связана с другим ц>ожетом. Гомер («Илиада» II 594—600) рассказывает:

«...Дорион, место, где некогда Музы,

Встретив Фамира Фракийского, песнями славного мужа,

Дара лишили: идя от Эврита, царя ойхалиан,

Гордый, хвалиться дерзал, что победу похитит он в песнях,

Если и Музы при нем воспоют, Эгиоховы дщери.

Гневные Музы его ослепили, похитили сладкий

К песням божественный дар и искусство бряцать на кифаре».

(Пер, Я. И. Гнедича).

■К Итак, согласно версии Гомера, Фамир шел от своего патрона Эврита и хвалился, что одержал бы победу в пении, если бы ему пришлось соревноваться с самими музами. За это самохвальство музы ослепили его, лишили дара пения и возможности играть на кифаре. Есть смысл обратить внимание на то, что музы наказали Фамира, не вступив с ним в соревнование. Что это: неуверенность муз в его исходе или нежелание опускаться до состязания с простыми смертными? Как мы увидим, отсутствие самого конкурса не играет существенной роли для понимания мифа о Фамире. а Павсаний (IV 33, 7) дает другую версию, заимствованную им у философа Продика из Фокеи (V в. до н. э.): Фамир потерял зрение из-за болезни. Но если Гомера аналогичное несчастье не сломило, и он продолжал творить, то Фамир был сломлен и прекратил занятия искусством.

Еще одна версия конфликта между музами и Фамиром изложена


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz