счете произошло так, что Аргиопа зачала от Филаммона. После случившегося Аргиопа не могла оставаться в том месте, где всегда жила и где все ее хорошо знали. Нимфа очень рассчитывала на Филаммона. Но совершенно точно известно, что он не захотел ■ввести ее в свой дом (см: Павсаний, там же). Чем объяснить такое [поведение Филаммона? Многие жрецы имели жен и служение культу їлишь очень редко было связано с обетом безбрачия. Во всяком случае, жрецы Аполлона всегда имели жен и детей. Поэтому отказ Филаммона от брака с Аргиопой был вызван какими-то другими причинами. Ш Как бы там ни было, но Аргиопа вынуждена была переселиться А одрисам — племени, жившему рядом с фракийцами. Там и родился ее сын, названный Фамиром* Так как он вырос в этих местах, то многие его называли одрисом или фракийцем. Таково начало мифа 0 Фамире. Никто не знает, как прошло детство Фамира. Известные нам свидетельства застают его уже сформировавшимся юношей, ■профессионально занимающимся музыкой« Причем во всех 94 E. B. Герцман 95 источниках подчеркивается его замечательное умение петь и играть на кифаре (см., например, Аполлодор I 3, 3\ Евстафий «Комментарии к «Илиаде» 298, 39). Сразу »же возникает вопрос: кто обучал мальчика музыке? Существуют отдельные упоминания, что его учителем был знаменитый Лин (Диодор Сицилийский III 67). Кое-где даже проскальзывают сведения об Орфее, внуком которого якобы был Фамир. Об этом упоминают анонимные схолии к трагедии «Рее» (916; она дошла до нас под именем Еврипида, но современная критика единодушно отказывается признать ее принадлежность великому драматургу) со ссылкой на комментарии Аполлодора к каталогу кораблей из «Илиады» (И 484—785) Гомера. Такой намек должен навести на мысль о том, что музыкальное воспитание Фамира проходило не без помощи великого фракийского кифарода. Взрослого Фамира мы обнаруживаем при дворе царя Эхалии Эврита, сына Меланея и Стратоники. Сам Эврит ничем примечательным не был знаменит. А вот его сын Ифит стал известен благодаря тому, что оказал большую услугу Одиссею. Когда Одиссей после долгих странствий вернулся из-под Трои домой и нашел в собственном доме пирующих женихов, сватающихся при живом муже к его жене Пенелопе, то именно Ифит, сын Эврита, вручил Одиссею лук, из которого тот убил всех осквернителей своего очага (Гомер «Одиссея» XXI 14). Нужно предполагать, что Фамир долго находился в качестве барда при дворе царя Эврита и выполнял установленные для барда обязанности: участвовал в пирах, развлекая владыку и его гостей, прославлял в песнях деяния Эврита. |