Предыдущая Следующая

ситуация, характерная для древнейшей музыкальной практики и

связанная с тремя основными высотными сферами, когда все жанры распределялись по трем главным регистрам звукового пространства

и с течением времени преобразованным в три древнейшие тональности

(«тоносы»): «По роду существует три тональности — дорийская, фригийская и лидийская. Из них дорийская пригодна для действия

в более низкой сфере звучания, лидийская — в более высокой, а фригийская — в средней» (там же).

Именно тогда, когда этими терминами обозначались регистры, к ним применялись этосные характеристики, связанные с образами песнопений, звучавших в музыкальном быту греческих и варварских племен. Дорийская гармония (мелос, стиль, высота) толковалась как «мужественная», «величественная» и «низкая»; лидийская гармония (мелос, стиль, высота) — как «скорбная» и «высокая», а фригийская гармония (мелос, стиль, выоота) - как «неистовая», «вдохновенная», «восторженная» и «срединная». Но знакомясь < источниками, мы постоянно убеждаемся в том, сколь велико желание многих античных авторов, распространить этосные критерии не только на три высотные сферы, но и на три древнейшие тональности.

Более того, даже после установления 7-тональной системы мы нередко сталкиваемся с приверженностью к старому, так сказать, «синкретическому» толкованию специальных терминов, когда под ними подразумевался весь комплекс явлений, начиная от основной тематики «племенной музыки» и кончая регистрами звучания. Несмотря на то, что подобное стремление уже не имело никаких

оснований, а сами термины стали обозначениями тональностей,

схоластические поклонники старины, которых предостаточно всегда в любом обществе и во все времена, продолжали высказываться в

традиционном духе (история музыкальной культуры дает бесчисленное множество примеров, когда стремительные изменения в творчестве соседствовали с устойчивыми воззрениями в эстетике и

художественной критике).

Но так как в музыкальной практике нового периода использовались уже иные категории звуковысотного пространства — тональности, то приверженцам старого приходилось распространять на них архаичные оценки. Так на тональности были перенесены древние этические характеристики, связанные не только со старым эмоциональным освещением регистров, но.и с прежними, давно вышедшими из обихода воззрениями на «племенную музыку».

Афиней (XIV 625 ё—е) приводит пересказ одного места из работы Гераклида Понтийского «О музыке»: «Можно пожалеть тех, кто 'Нр способен улавливать различия, характерные для типов [гармоний] и кто направляет свое внимание только на [их] высоту :'3 низину, а также устанавливает гипермиксолидийскую гармонию и под ней другую. В самом деле, я не допускаю, что даже гиперфригийская [гармония] не имела особенный, присущий только ей


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz