Предыдущая Следующая

называли эолийской [гармонией ]... И [Пратин ] говорит более откровенно: «Эолийская гармония — та песня, которая подходит любому, кто неистов»... Затем давайте исследуем характер (лбод) жителей

Новый миф

275

Милета, несколько проявляющийся в ионийцах. Имея изящные сильные тела, они держатся хвастливо и полны жизни: их трудно успокоить, они драчливы и в них нет ничего от доброты или доброго веселья. Они также проявляют враждебность и суровость характера

[этоса]. Следовательно, ионийский тип гармонии не является ни бодрящим и ни радостным, а суровым, грубым и благородно важным.

Вот почему эта гармония хорошо подходит трагедии. Но характер

современных ионийцев, больше потворствующих собственным слабостям, очень изменился. [Вследствие этого изменился также] и

характер гармонии. Говорят, что Питерм из Теоса сочинял сколии в этом последнем типе гармонии и, поскольку композитор был

ионийцем, гармония называлась ионийской. ...Можно предполагать,

что Питерм... создавал движение своих мелодий в соответствии с характером [этосом] ионийцев... Итак, существуют эти три гармонии, как мы сказали вначале, подобно тому как [существуют ] три племени. Фригийская и лидийская гармонии иностранного происхождения и

были переданы грекам фригийцами и лидийцами, которые пришли вместе с Пелопсом на Пелопоннес... Именно от этих людей греки

и научились гармониям».

После знакомства с этой обширной цитатой нетрудно убедиться

в том, что под термином «гармония» (осрроуСос) здесь понимается «стиль», но в самом простейшем, бытовом, а не научном его смысле. В таком значении это слово может употребляться, например, в выражении «современный стиль», когда хотят сказать, что композитор использует средства музыкальной выразительности, характерные для современности. Аналогичным образом оно применимо в

обороте «народный стиль», когда существует необходимость подчеркнуть, что музыкальный язык данного произведения близок к фольклорным образцам. В процитированном фрагменте Афинея

«дорийская гармония» означает не более, чем характеристику черт, типичных как для самих дорийцев, так и для музыки, звучавшей в их быту. В том же смысле здесь присутствуют термины «ионийская гармония» и «эолийская гармония».

Следовательно, в древнейшие времена, наряду с другими своими

смыслами, «гармония» означала комплекс признаков, выявляющих принадлежность произведения к музыкальному обиходу того или

иного племени, населявшего Древнюю Грецию. Именно с этой точки

зрения музыка каждого племени характеризовалась собственной «гармонией». Под этим подразумевались тематика популярных у данного племени песен, особые способы исполнения, темперамент, а возможно


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz