Предыдущая Следующая

лад — радостный, светлый, а минорный -" грустный и мрачный.

Z WH

Иллюстрации

Илл. 12

Иллюстрации

Ил*. 1>

Иллюстрации

Новый миф

273

Илл. 16

Поэтому подход древних греков к этосным свойствам музыкальной выразительности нам непонятен и загадочен. «Приходится удивляться, — писал наш знаменитый исследователь античной культуры Алексей Федорович Лосев, — насколько греки были чувствительны к музыкальному ладу. Каждый лад они связывали с таким определенным этико-эстетическим содержанием, что даже и теперь это содержание л;можно ясно себе представить».

В самом деле, все это крайне удивительно и, одновременно, странно. Перед нами загадочный сфинкс: либо греки (да и римляне) действительно были какими-то особыми музыкальными индивидуумами, либо мы здесь чего-то не понимаем.

На следующих страницах книги я решаюсь дать несколько иное объяснение этого феномена, чем принято было до сих пор, и показать, Ічто подобное толкование способностей античных слушателей — давнее заблуждение, не имеющее ничего общего с подлинным воприятием музыки в древнем мире.

«Гармония»

это стиль

Исторические данные свидетельствуют о том, что издавна гре-] ческие племена стояли на различных уровнях развития. Некоторые из них достигли значительных успехов в области социально-экономических отношений и политического устройства, а у других — жизненный уклад продолжал оставаться архаичным и не способствовал прогрессу общества. Культурный уровень племен также был

•.<• разным, и это, естественно, находило отражение в художественной жизни. Несхожесть сказывалась, прежде всего, на тематике песнопений. В быту ряда племен культивировались образцы с ярко выраженной гражданской направленностью, воспевающие храбрость и

? благородство. Например, музыка дорийцев — племени, жившем на I Пелопоннесе, Крите, южном побережье Малой Азии, Сицилии и на I юге Италии — всегда ассоциировалась с мужественными и воинственными песнями. Наиболее типичным выражением дорийского «музыкального духа» была Спарта с ее эмбатериями и другими «военными -жанрами». Ионийцы же, населявшие среднюю часть западного побережья Малой Азии, острова средней части Эгейского моря и Аттику,

'"отличались распущенностью нравов и были известны как большие

любители скабрезных и непристойных песен. Здесь всеобщим

признанием пользовались уже упоминавшиеся Александр из Этолии

и Сотад из Александрии — создатели песен, тексты которых были

весьма бесстыдными. В своей комедии «Женщины в народном собрании» Аристофан часто вспоминает сладострастные ионийские песни.

Художественная жизнь каждого из греческих племен не являлась


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz