Предыдущая Следующая

Аналогичные события происходили и в Аттике. Подобно Клисфе-ну в Сикионе, Периандру в Коринфе, к власти в Афинах пришел тиран Писистрат, окруживший свой двор выдающимися музыкантами

|и поэтами (Анакреонт, Симонид и др.). Будучи ярым противником аристократии, Писистрат, как и все диктаторы, опирался на массы

и способствовал процветанию народного культа Диониса. Именно

при Писистратидах к древним праздникам, посвященным Дионису ' |и отмечавшимся с незапамятных времен — Малым Дионисиям, Ле-неям, Антестериям, — добавились грандиозные торжества, названные

Большими Дионисиями. Они отмечались многочисленными состязаниями и пышными музыкальными выступлениями. Большая роль

отводилась здесь и исполнению «главной песни» Диониса — дифирамбу. Но теперь он имел уже мало общего с той древней обрядовой песней-пляской, исполнявшейся некогда всеми (или большинством)

Участниками религиозной церемонии. Перед новыми поколениями предстало невиданное прежде зрелище, в котором люди жили и

Умирали, любили и ненавидели, страдали и радовались. Здесь благородство соседствовало с низостью, искренность с подозрительностью, счастье с огорчением и разочарованием.

; Переживания до глубины души волновали всех, кто смотрел это Удивительное создание религиозного и художественного духа. Среди Зрителей не было равнодушных. И чем сильнее были переживания, тем выше возносились мысли и чувства зрителей над каждодневными "ботами. Сознание словно парило над реальностью, и человек оказы-

аался способным не только обозреть с высоты собственные дела и

Поступки, но и оценить их, словно со стороны, а это вело во многих

tSii

E. В. Гериман

Звуки, амфитеатра

>-7

случаях к самоочищению или, как говорили древние греки, к «катарсису».

Катарсис достигался быстрее и легче, если страсти были сильнее и правдивее. Теперь эффект театрального действа зависел не столько от веры язычника, не столько от играемых сюжетов (они были все хорошо известны), сколько от мастерства тех, кто представлял его от автора, актеров и хора.

Музыка и маски

Но обычай оставался обычаем: все, совершавшееся до и погле представления трагедии, мало отличалось от происходившего до и после представления дифирамба. Весь религиозный ритуал оставался неизменным, и он не имел непосредственного отношения к пер рождению дифирамба в трагедию.

Праздник Больших Дионисий, во время которых происходил театральный а гон, открывался шествием. Его начинали жрецы Диониса. В величественных и ярких одеждах они двигались во главе процессии. Затем следовали канефоры — девушки, несшие на голове

корзины со священной утварью для жертвоприношений. Вслед за


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz