Предыдущая Следующая

Однако разбойники, не обратив внимание на столь удивительное

явление, подняли паруса и вышли в открытое море. Вдруг на корабле стали твориться чудеса: на парусах зазеленели виноградные лозы, а по всему кораблю начало струиться вино. Мачты и весла обвили цветы. Затем непонятно откуда на палубе оказались дикие звери -лев и медведица. В ужасе разбойники кинулись в воду, и Дионис

превратил их в дельфинов.

Близость сюжетов этих двух легенд— об Арионе и Дионисе -вершенно очевидна. Смысловые параллели явно прослеживаются не

только в однозначности образов моряков и разбойников, но и в сюжетной

фабуле, завершающейся спасением невинных жертв и появлением

дельфинов в эпилоге обоих преданий. Таким образом, между Дионисом

и Арионом устанавливается «мифическая преемственность».

Словарь «Суда», основывавшийся на античных источниках,

считал Ариона изобретателем «трагического стиля» (трссушэд трбяод).

Согласно ему, Арион якобы «первый учредил хор, спел дифирамб

дал название тому, что пелось хором, и вывел сатиров, говорящих стихами». Конечно, некоторые из этих сведений весьма сомнительны.

Вряд ли дифирамб формировался в период жизни Ариона, на рубеже

УІІ—УІ вв. до н. э., так как это должно было произойти значительно раньше. И совершенно неправдоподобно, чтобы один человек мог присвоить название жанру («дал название тому, что пелось хором») История свидетельствует о том, что такие названия вызревают т тепенно, в процессе художественной практики, и в период

нескольких поколений.

Звуки амфитеатра 185

> Еще один серьезный шаг на пути создания античной трагедии -появление сатиров, «говорящих стихами» при исполнении дифирамбов, что также приписывается Ариону. Не потому ли он сохранился

в памяти потомства как «изобретатель трагического стиля»? Конечно,

внедрение в дифирамб действующих лиц, высказывающихся стихами, также не могло быть внезапным. Скорее всего оно осуществлялось в течение довольно продолжительного времени, когДа постепенно какие-

то отдельные, небольшие диалогические фрагменты дифирамба облекались в стихотворную форму. Потом их становилось все больше.

Следовательно, и в этом вопросе исторический приоритет вряд ли принадлежал Ариону. Но если в письменной традиции, дошедшей до византийских времен (словарь «Суда»), запечатлелось имя кифарода

из Метимны, то можно предполагать, что именно его творческая

деятельность в этой области явилась некоторой кульминацией, от

которой пошел отсчет стихотворного диалога в дифирамбе.

Итак, в начале VI в. до н. э. наряду с песенно-танцевальными и разговорными построениями в дифирамбе стали постепенно использоваться стихи. И такой «обогащенный» дифирамб процветал в Коринфе, при дворе Периандра, у которого служил Арион.


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz