Предыдущая Следующая

в его дворце. Жена Адмета Алкестида должна умереть, так как

никто кроме нее во всем царстве не решился вместо царя добровольно отдать себя в руки бога смерти Таната и сойти в мрачное царство

Аида. Геракл смело вступает в борьбу с Танатом и после неистового единоборства освобождает Алкестиду.

I

140

Е. В. Герцмап

В другой своей комедии «Ахарняне» (ст. 980) Аристофан у помина -ет сколию, посвященную политической борьбе между аристократами и сыновьями тирана Писистрата. В ней прославляются Гармодий и Аристогитон, убившие Гиппарха. Известно также, что темой одной из популярных сколий было величие героев Марафонской битвы (490 г. до н. э.), где греки победили персов.

Такая традиция петь во время пиршества песни, отражавшие героическое прошлое, была характерна и для Рима. Особенно ее придерживались приверженцы древнеримских обычаев. По свидетельству Цицерона («Тускуланские беседы» IV 2, 3 и «Брут» 19, 75), знаменитый государственный деятель, историк, оратор и ревнитель древнеримского образа жизни Марк Порций Катон Старший (234—149 гг. до н. э.) в своем сочинении «Начала» высоко

ценил певческое обращение к древней героике.

Вместе с тем, как греки, так и римляне во время трапезы пели песни и другого содержания, где прославлялись уже не героические дела, а простые человеческие слабости, без которых, по мнению

древних, нет полноценной человеческой жизни с ее страстями, увлечениями и пороками. Самым древним из дошедших до нас произведений такого рода является сколия Алкея с острова Лесбоса (конец \П—начало VI вв. до н. э.). Это был воинственный аристократ из Митилены. Согласно молве он с одинаковым успехом владел и лирой, и мечом. Враг демократии, он своим творчеством служил аристократии и был известен как любитель роскошной жизни, где женщины и вино занимали далеко не последнее место. У Афинея (X 29 а) можно прочесть, что Алкей писал свои произведения во время обильных возлияний. Вот сохранившаяся его сколия в переводе В. В. Крестовского:

«Давайте пить! Зачем нам ждать Огней полуночного пира? — Нас будет солнце освещать, А забавлять — вино и лира!

Наполни ж чашу мне вином! Да лей смелее, лей до края! Друзья, потопим, замирая, Мы души в нектаре живом!

Восходит Сириус над нами,— Нас мучит жажда, мучит жар.

Вон — даже трезвый — Вакхов дар

Глотает жадными устами.

Так что ж нам ждать! Давайте пить! Друзья, возделаем рассадник И станем рьяно разводить Пурпурно-сочный виноградник!»

От рождения — до смерти

141

В греческом и римском быту были распространены и эротические сколии (см. Афиней XV 694 с—695 1). Аристофан в «Лягушках»


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz