Предыдущая Следующая

(ст. 849) вкладывает в уста Эсхила обвинения, направленные против

Еврипида, якобы заимствовавшего некоторые сюжеты и мелодии

своих песен с Крита. Согласно схолиасту, Аристофан имел в виду

критские эротические сколии, наложившие отпечаток на непристойные (по мнению схолиаста) песни Еврипида в* несохранившихся его

пьесах «Эол» и «Критянки».

Во время трапез звучали не только сколии. Как можно судить по различным источникам, в богатых римских домах все делалось для

того, чтобы усладить гостей разнообразными музыкальными развлечениями. От них получали удовольствие не только гости, но и сами хозяева. Авл Геллий (XIX 9) рассказывает о торжественном обеде, посвященном дню рождения некоего юноши, «родом из Азии», но не названного по имени. Там пелись стихи Анакреонта, Сапфо и элегии других авторов. Одновременно с ними распевались стихи римских

поэтов Лициния и Катулла. Сообщения такого рода подтверждаются

и иными источниками. Знаменитый сатирический поэт рубежа I и II вв. Ювенал («Сатиры» XI 179—182) предвосхищает, что на пирушке он услышит в певческом исполнении Гомера и Вергилия.

В перерывах между вокальной музыкой гостей угощали «инструментальными блюдами». Плутарх («Пир семи мудрецов» 5) описывает, как во время возлияния «немного поиграла авлетистка», а Апулей («Метаморфозы» 5, 3) сообщает, что после трапезы «кто-то

один запел, а другой заиграл на кифаре». Значит, и после обеда

продолжала звучать пузыка. В своих «Письмах» (IX 36, 4 и IX 40, 2) Плиний Младший нередко упоминает, что после обеда он слушает

исполнителя на лире. Гораций («Эподы» 8, 5—6), обещая фавориту императора Августа отпраздновать на торжественном обеде победу при Акциуме (2 сентября 31 г. до н. э.), предвкушает услышать там мелодии дорийской лиры и фригийского авлоса.

На пирах времен Римской империи можно было встретить

исполнителей с Востока, а также певцов из Кадикса и Александрии.

Когда Плиний Младший приглашает на обед своего сверстника

Септиция Клара («Письма» I 15, 2), то он предлагает гостю на его выбор либо целую сцену из комедии и игру на лире, либо устрицы и танец прославленных танцовщиц из Гадесса.

Так создавалась специфическая музыкальная обстановка пиршества, называвшаяся «акроама» (ахроаиа), под которой подразумевалось развлечение приятное для слуха.

Перед уходом в царство Аида

Когда человек умирал, его душа, по представлениям эллинов, ■ /скалась в царство Аида, откуда нет возврата. Но перед тем как

ис

пр

та

142

Е. В. Гер&ман

она переселялась в царство теней, друзья и близкие прощались с покойным. Обряд прощания был весь пронизан музыкой. К сожалению, история не сохранила нам многих материалов, связанных с музыкальным оформлением погребений. Но даже по тому, что уцелело, можно судить, сколь велико было здесь музыкальное разнообразие.


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz