Предыдущая Следующая

Армянских советских гусанов очень много. Кратко остановимся лишь на трех выдающихся творцах нового армянского гусанского искусства.

Некоторые армянские гусаны своим творчеством охватывают досоветский и советский периоды. Таков старейший из армянских гусанов Шерам, о котором уже шла речь выше. От всего сердца приветствовал он установление Советской власти в Армении и, дожив до глубокой старости, много и плодотворно творил уже в советские годы.

Другой армянский гусан—Аваси — тоже перешагнул через исторический рубеж освобождения своего народа, он и ныне здравствует — старейший из армянских советских гусанов, их первый мастер-учитель.

Творчество Аваси развивалось особенно интенсивно в советские годы; оно очень многогранно. В его многочисленных произведениях художественно претворены темы, связанные с самыми различными областями нашей жизни: родная страна и ее народ, труд и чувства советских людей, их патриотизм и, конечно, вечная тема

72

любви. Аваси обладает довольно высокой техникой ашугской поэзии, он писал стихи в разнообразных формах и размерах и сам создал новые формы и размеры. Мелодии Аваси жизнерадостны, энергичны, одновременно проникнуты тонким лиризмом. По своему музыкальному стилю Аваси является последователем главным образом Дживани, национально-народное лицо ^гусана всегда ярко в его песнях. Но Аваси не повторяет старых известных мелодий, он всегда ищет новое, своеобразное и в своих лучших песнях обогащает армянское гусанское искусство свежими образцами. Из его жизнерадостных, проникнутых оптимизмом нашего времени песен укажем на такие как «Колхозный чабан», «Как лань лесная», «Как же иначе назвать свою возлюбленную?»

В последней из перечисленных песен воплощены высокий пафос, благородная воодушевленность, в ней ярко выражено современное восприятие жизни. Согласно ашугской традиции, запев ее начинается в высоком, напряженном регистре, затем, развиваясь, мелодия постепенно спускается вниз. Хотя и эта песня, подобно многим другим, написана в традиционном дорийском миноре, но большая часть ее выдержана в побочной мажорной сфере лада, да и вся песня в целом имеет необычайно светлый мажорный колорит. Четкое скандирование текста, богатство ритмических перебоев в мелодии усиливают динамичность и выразительность

песни.

нао. энергично

Саз

Наряду с некоторыми другими песнями Лваси она стала классикой армянского ашуго-гусанского творчества.

В своих стихах и песнях Аваси не раз провозглашал идеи братства и дружбы народов. Он пишет:

Воспевайте любовь, чтобы надежда любви не меркла нигде и

никогда.

Воспевайте любовь, чтобы во всех уголках мира, где только


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz