есть жизнь, Где живет человек, как могучий поток, лилась песня любви и братства. Воспевайте любовь, чтобы люди в мире н дружбе сели за радостный стол, И за тем столом радости тоже воспевайте любовь... В его творчестве запечатлелись грозные годы Великой Отечественной войны, мощное движение народов за мир. Задушевная простота чувствуется в его песне о мире, ее выразительная мужественная мелодия с четким, энергичным ритмом придает песне особую убедительность. Очень жню Из числа других советских гусанов отметим Ашота и Шаэна. У обоих более ярки черты народного стиля, нежели гусанского. При этом они представляют две разные творческие индивидуальности. В частности, у Ашота важное место занимают черты городской народной песни и танцевальной музыки. Попадаются и любовные песни, приближающиеся по форме и характеру к городским народным любовным песням типа романса. Другой гусан — Шаэн — близок к эпическому стилю крестьянской народной музыки. У него мы найдем и широкую напевность, и выразительную речитацию, и яркий танцевальный ритм. Особенно ценна эпическая возвышенность его протяжных мелодий. Такова, например, известная песня «Сасунский богатырь». Не менее ценны мелодии с унаследованным от Дживани и Аваси танцевальным ритмом, с их смешанными размерами. Одна из Энергично |и ,Ьи ■ ЧЬ . грп, фра <|Ц Ьб Ь гЬ ир!| рш ||1 ||р • пш рш кЦ Ь<1 1)р гш|ив ои *ии1- Цр/о-'рП (Ь Цр * гш таких песен — «Блестит алмаз» — выражение восторга любви. В этой песне ярко отразился весь творческий оптимизм советских армянских гусанов. Советские гусаны своим творчеством дополняют богатую и многокрасочную картину армянского гусанско-го искусства и свидетельствуют о значительных традициях этого по своему существу глубоко народного и в национальном отношении весьма почвенного искусства. В армянской народной музыке, в ее главных ветвях, на протяжении долгого исторического времени накопились значительные художественные богатства. Она наполнена большим жизненным содержанием, выдающимися художественными красотами, она — часть богатейшей многонациональной народно-музыкальной культуры народов Советского Союза. Армянская песня — почти исключительно одноголосная (монодичная) — развивалась в качестве искусства мелодического. Самобытная ладовая основа, интонация и метроритмика, воплощенные в глубоко содержательных и разнообразных напевных, речитативных и плясовых мелодиях, таят в себе громадные возможности их композиторской обработки и развития. Именно на почве этого народного наследия выросло творчество Комитаса, Спендиаряна, Романоса Меликяна, Армена Тиграняна, Арама Хачатуряна и многих других армянских композиторов разных поколений, чьи произведения заслуженно пользуются большой любовью армян и всего советского народа. |