Предыдущая Следующая

Другой образец из числа типичных песен Саят-Но-вы — «Без тебя на что мне саз и сладкая речь». И в этой песне стержнем содержания является несчастная любовь. Любовь вызывает очень разные душевные состояния, соответственно бесконечны их оттенки в разных по характеру мелодиях Саят-Новы. Данная мелодия тоже из песенных, она сравнительно спокойна, хотя окутана легкой грустью. Есть в ней и речитативный эпизод, в котором, в противовес спокойному началу повествования, со всей силой прорывается наружу душевная тревога:

Среди песен Саят-Новы чисто танцевальную основу имеют мелодии «Не одевайся в парчу», «Красота твоя писаная», «На что мне врач» и ряд других. Все они пронизаны весельем; живые и яркие мелодии их соответствуют жизнеутверждающему настроению поэтических текстов, содержание которых — радость счастливой любви, восхваление красоты возлюбленной. Интонационным источником мелодий являются в данном случае городские народные танцы, сазандарская музыка. Поскольку слово и мелодия в них тоже нераздельны, плясовой мотив перестает быть прикладным: он полностью сливается с жизнерадостными стихами, составляя вместе с ними высокое художественное единство.

При сопоставлении мелодий Саят-Новы с напевами бытующих тбилисских песен заметно, что черпая интонационный материал из городской народной музыки, Саят-Нова в то же время индивидуализировал, типизировал его: интонации городских песен он заключил в некую новую систему, и в его песнях эти же интонации затем снова пошли в народ уже как интонации Саят-Новы. Такое единство народного и индивидуального — один из показателей ценности творческого облика великого ашуга.

Ниже приводится еще один образец мелодии песни Саят-Новы («Слово к тебе имею»). Напев этот генетически восходит к средневековым армянским тагам. Прямую ассоциацию с тагами вызывает также и возвышенное мажорное звучание этой медленно развертывающейся мелодии с характерными мелодическими украшениями.

Поэтическое и музыкальное наследие Саят-Новы имело огромное значение для дальнейшего развития армянского ашуго-гусанского искусства.

Саят-Нова, будучи дворцовым ашугом грузинского царя, тем не менее считал себя человеком из народа. Он писал: «Я простолюдин, князем быть не хочу». Особенно тесной становится связь ашугов с народом во второй половине XIX века. Искусство ашугов шире отражает повседневную жизнь, оно еще более сближается с народным творчеством.

Во второй половине XIX века в творчестве армянских ашугов с новой силой начинают звучать общественные мотивы. Традиционная любовная тема с ее «розой и соловьем» оттесняется на второй план, ее место занимают гражданские темы: смелая критика социальной несправедливости, судьба родного народа, его освобожде ние, дружба народов, борьба за светлое будущее и т. д. Наиболее ярким выразителем всего этого выступает ашуг Дживани, прогрессивное творчество которого становится второй вершиной армянского ашугского искусства.


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz