Предыдущая Следующая

Укажем на «Марш зейтунцев» — популярную еще с последней четверти прошлого века военную песню о героическом восстании зейтунцев против турецкого ига в 1862 г. (Зейтун — город в пределах бывшего Киликий-ского армянского царства). По сведениям, имеющимся в досоветской армянской прессе, мелодия «Марша зейтунцев» была включена Т. Чухаджяном в его оперу «Зейбекнер» (опера эта пока еще не найдена). Та же

48

мелодия использована М. Ипполитовым-Ивановым в оркестровой сюите «Кавказские эскизы». Приводим слова «Марша зейтунцев».

Зейтунцы, в путь! Уже светло. Бери ружье, садись в седло, Пойдем вперед!

Доколь, доколь хребет склонять, Тирану шею подставлять?

Довольно, братья, в рабстве жить Да иго турка выносить! Покуда наш народ согбен, Где наш венец, язык, закон?

(Перевод В. Брюсова)

Приведенные нами примеры отнюдь не претендуют на то, чтобы сколько-нибудь полно представить армянское городское народное песенное творчество — такую задачу пока трудно поставить и решить, так как городской музыкальный фольклор все еще остается мало собранным и записанным; тем не менее, они могут дать некое общее представление о городских народных песнях, об их музыкально-образной стороне и интонационном языке.

IV. ГУСАНО-АШУГСКАЯ ПЕСНЯ

Искусство гусанов и ашугов составляет одну из значительных областей армянской народной музыкальной культуры. Подобно крестьянской музыке, оно своими корнями уходит вглубь тысячелетий, отражая в различные исторические эпохи общественную жизнь. В то же время песни гусанов всегда отличались от собственно народных песен тематикой, музыкально-поэтическими образами, а также по форме и выразительным средствам.

Гусаны — многосторонне одаренные народные мастера, для которых искусство не является случайным занятием, а постоянным источником их существования. Кроме того, искусство гусанов — сочинение и исполнительство — всегда опирается на определенные законы и правила. Благодаря этому оно сохраняет свой самобытный облик, свой, отличный от народного, музыкально-поэтический стиль.

В то время как крестьянское творчество древних вре-

'/4 4 Р- Атаян

мен дошло до нас исключительно в качестве искусства устной традиции, передаваясь из уст в уста, от поколения к поколению, ашуго-гусанское творчество прошлых веков в некоторой мере сохранилось в качестве искусства письменно фиксированного. В определенные исторические периоды гусаны записывали, а позднее даже печатали свои стихотворения. Письменная фиксация, являясь в некоторой степени признаком профессионального искусства, способствовала тому, что искусство гусанов сохраняло свое стилевое от народного искусства отличие.


Предыдущая Следующая