Предыдущая Следующая

фольклоре много бытовых, сатирических, шуточных, за стальных песен; в нем имеются песни-пляски, патриотические, студенческие и различные другие песни.

Много городских песен прошлого и настоящего века создано на стихи профессиональных поэтов; некоторые из них — с социальной, иные с патриотической освободительной тематикой. Особое место занимают среди них песни, в которых звучит глубокое сочувствие угнетенному брату крестьянину.

Вообще многие популярные стихи армянских поэтов, посвященные социальному положению крестьян, легли в основу высокохудожественных городских народных песен. Их поэтические образы обычно настолько правдивы и так хорошо сочетаются с мелодиями, что эти песни с трудом можно отличить от крестьянских.

Вот одна из проникновенных лирических песен — «Лунная ночь».

И песня, сочиненная на стихи Ав. Исаакяна, — «Поплачь, сумбул-трава» (запись Комитаса, публикуется

впервые).

Умеренно

46

В обеих песнях выражена горестная жалоба о несчастной любви.

Вслед за лирическими медленными песнями часто звучат более живые, быстрые, радостные мотивы. Пример контрастного соединения двух мелодий — песня «Люблю прохладу гор».

В подобных случаях отдельные части иногда являются по стихам и мелодии более самостоятельными песнями; в итоге возникает цикл из двух или более контрастных песен. К таким циклам относится, например, широкопопулярная песня «Моя возлюбленная» с двумя припевными песнями «Девушка-красавица». В первой, основной песне этого цикла ясно ощущается интонационная линия, соединяющая городскую музыку с поздними тагами.

Много песен с патриотической, освободительной тематикой было сочинено на слова западноармянских поэтов прошлого века (М. Пешикташляна и др.). Эти песни в большинстве случаев сочинены в отрыве от подлинно национального народного музыкального быта и зачастую носят слишком явное влияние западноевропейской музыки.

Из других армянских поэтов большой популярностью в городской песенной культуре пользуется творчество Ованеса Ованисяна. Его известные стихи «Араз течет», включающие социальную тему (тоска пандухта по родине, по любимой), отозвались в душе народа проникновенной песней.

Араз течет, волной бия. Волной в утес крутой бия. Где схороню свою тоску, О землю головой бия?

+

(Перевод В. Шеригеневича)

Тема пандухта-скитальца легла в основу и другой песни — «Ласточка» (стихи Геворка Додохяна), ставшей популярной также у других народов. В городской вокальной народной музыке использованы также стихи Ованеса Туманяна, Газароса Агаяна, Рапаеля Пат-каняна, Александра Цатуряна, Смбата Шахазиза и др.


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz