Предыдущая Следующая

Один из знаменитых образцов тага — проникновенный «Крунк» («Журавль»).

Крунк, куда летишь? Крик твой — слов сильней! Крунк, из стран родных нет ли хоть вестей? Стой, домчишься вмиг до семьи своей. Крунк, из стран родных нет ли хоть вестей?

Праздников мне нет, будни — день за днем, Вертелом пронзен, я сожжен огнем.

Но не пламя жжет: память о былом,

Крунк, из стран родных нет ли хоть вестей? ..

(Перевод В. Брюсова)

42

Глубокая взволнованность, огромное внутреннее напряжение придают этой драматической песне большую силу воздействия. Недаром до сих пор она — одна из самых популярных песен в народе.

«Крунк» максимально приближается к крестьянским песням; собственно, эта песня занимает промежуточное место между тагами и песнями крестьян. Так в XVIII веке искусство армянских тагов уступило свое место другим ветвям народной музыки; оно как бы растворилось в крестьянской и городской народной и ашугской песне, оставив, однако, нам бесценное наследие — прекрасные, высокомастерские мелодии, выдающиеся образцы вокальной лирики.

III. ГОРОДСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

Одна из линий развития искусства тагов прямо приводит нас к городской народной песне позднего времени, точнее—к городской лирической народной песне последних веков.

43

Говоря об армянской городской народной музыке, мы подчеркиваем здесь ее поздний период: явления весьма развитого музыкального быта средневековых армянских городов хотя и достаточно известны по летописным трудам, но самый музыкальный материал, после падения средневековых армянских городов и застоя некогда интенсивной городской жизни, до нас не дошел. В лучшем случае он обнаруживается в более поздней городской культуре лишь в виде осколков. Следовательно, речь пойдет о городской музыке последних двух-трех столетий.

По сравнению с древней крестьянской музыкой, городская песня последних веков, естественно, занимает меньшее место в песенной культуре армянского народа. Эта ветвь армянской народной песни в какой-то мере уступает крестьянской также и по яркости своего национального облика. В то время как крестьянской песне свойственна стилистическая монолитность (несмотря на ее многочисленные территориальные разветвления), городская народная песня не столь монолитна. В песнях, созданных и бытующих в городе, мы видим различные мелодические стилистические направления. Кроме того, наряду с высокими образцами, здесь попадаются, хотя и распространенные, но художественно малоценные образцы.

Быть может это и послужило причиной того, что городская народная песня долгое время целиком выпадала из поля зрения собирателей и исследователей народной музыки.


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz