Предыдущая Следующая

Тучи сошлись — снег нейдет,

Шогер джан; С гор мой милый в дом нейдет,

Шогер джан; Сияй, взвейся, блистай, смейся,

Шогер джан; Снежный покров с туч упадет,

Шогер джан;

В сердце моем горит жар,

Шогер джан; Ночью ко мне сон нейдет,

Шогер джан; Сияй, взвейся, блистай, смейся,

Шогер джан; Снежный покров с туч упадет,

Шогер джан;

(Перевод Я. Адамян)

При таких песнях-плясках возникает простейшая полифония. Например, второй хор подхватывает последнюю фразу первого, а затем самостоятельно ведет свою партию. Так продолжается и дальше (диалогические песни существуют также независимо от плясок).

В песнях-плясках широко отражается уменье армянских крестьян импровизировать. Однажды Комитас в Ширакском районе, в Армении, наблюдая за пляской молодых людей, записал 34 варианта одной, постоянно развивающейся и обогащающейся плясовой песни. Разумеется, и в этом случае, как было сказано об орове-

1 Приводится один куплет слов; припевные (хоровые) части набраны жирным шрифтом. Шогер — женское имя; джан — дорогая.

32

лах, важную роль играет веками накопленный у крестьян интонационный опыт.

Мелодии отдельных плясовых песен, быстро рождаясь, так же быстро умирают. Но наиболее яркие сохраняются; в дальнейшем они лишь обновляются, освежаются. Их слова тоже импровизационны. Здесь, как правило, постоянным оказывается припев, а куплеты, лишь в той или иной мере связанные между собой по смыслу, часто возникают каждый раз как бы заново.

Песни-пляски обычно называются по первым словам припева; в тех случаях, когда слова припева по смыслу представляют собой нечто неосмысленное (например, восклицания ле, ле, ло, ло и пр.), песня называется по начальным словам первого куплета. Помимо собственных названий, песни-пляски имеют также названия, характеризующие вид пляски: либо форму стойки танцующих, либо направление движения группы, либо характер шагов или прыжков и т. д.

Несмотря на такую тесную связь с танцем, плясовые песни часто исполняются и независимо от танца, как самостоятельные песни.

Ниже приводятся два образца: «Алагяз» — медленный, степенный хоровод, с припевной песней-пляской «Хнки цар» («Ладан-дерево») в живом, все ускоряющемся темпе, и «Тандзарам» — пример плясовой мелодии со смешанным метром. Конечно, при такой сложной ритмике и сама пляска является сложной по ритму и по движениям, приобретая зачастую виртуозный характер:

3 Р. Атаян

Крестьянская песня — богатейшая ветвь армянской народной музыки — считается одновременно наиболее чистым и совершенным выражением национального народно-музыкального стиля, она и явилась главным источником, питавшем все остальные ветви этой музыки.


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz