Предыдущая Следующая

Уже говорилось о жизненном оптимизме армянского крестьянина. В любых трудных жизненных условиях его не покидало чувство юмора. В крестьянском песенном творчестве много произведений шуточных, юмористических, комических, пародийных, сатирических, песен-шаржей. Охватывая различные стороны жизни, в некоторых песнях народ высмеивал даже свою материальную бедность. Шутка имеет широкое «хождение» также и в любовных песнях; попадаются и обрядовые шуточные песий. Такова приводимая нами песня «У меня пять коз с козлятами».

В ней рассказывается о некоем человеке, имевшем пять дойных коз, но добывающем масло с блошиный бурдюк. В мелодии здесь живо ощущаются элементы под-

зо

ражательности, усиливающие комический характер песни:

Особое место занимают молодежные плясовые песни. Это наиболее простой и массовый жанр армянской крестьянской песни. В то время, когда трудовые песни сочиняются и исполняются в процессе труда, свадебные исполняются только на свадьбе, молодежные плясовые сочиняются и исполняются молодыми людьми всюду и во всякое время — на народных празднествах, свадьбах, на сельских площадках, гумнах, на перекрестках сельских улиц, в саду и т. д. и т. п.

Преобладающая тематика этих хороводных песен любовная. Однако это не делает их разновидностью любовных песен, о которых уже шла речь выше. Их отличие— в главенстве танцевального начала, находящего свое выражение в повторности ритмических оборотов,

постоянстве ритмического рисунка,, в то время как в собственно любовных песнях с распевными мелодиями ритмический рисунок, как правило, не повторяется, а постоянно меняется и развивается.

По характеру движения и эмоциональному тонусу эти плясовые также многообразны. Среди них есть

веселые или серьезные, спокойные или энергичные, медленные или быстрые; особое место занимают героические пляски.

Зачастую плясовые песни, начинаясь медленно, постепенно убыстряются; соответственно начальные спокойные полушаги превращаются в шаги, а затем в прыжки, пляска и песня становятся ярко-темпераментными. Иногда в плясках чередуются две или более самостоятельные песни, причем чередование происходит в- соответствии с убыстрением движения.

Хотя у армянских крестьян широко бытует инструментальная музыка и имеются различные инструменты,

все же народные групповые пляски (речь идет об обычных, а не об обрядовых плясках) не сопровождаются игрой на каких бы то ни было инструментах, а лишь пением танцующих. Зато весьма разнообразны сами вокальные формы этих плясовых песен, исполняемых не только хором, но также и антифонно: солистом (он же — ведущий танцор) и хором; двумя солистами (парень и девушка или две девушки) и хором; двумя солистами и поддерживающими их двумя хорами или двумя хорами без солистов. При наличии солиста припев, исполняемый хором, звучит либо в начале, либо посередине, либо в конце куплета, а иногда последовательно в нескольких местах. В этом последнем случае возникает причудливо пышное строение, как, например, в песне-пляске «Шо-гер джан», исполняемой солистом и хором1.


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz