"Би-2" и "Сплин": в одном флаконе (Городской дилижанс)

"...Интервью? - переспросил Шура из "Би-2". - Вот только тебе и дадим. Но с одним условием - ты обязательно напишешь, что состоялся наш разговор в этом замечательном кафе "Гия" (что во Дворце спорта "Юность" - авт.), хозяева которого - Нугзар Григорьевич и Раиса Ивановна - с этого дня стали нашими хорошими друзьями. У них здесь все так вкусно! Мы им очень и очень благодарны".
Признаться, в мои планы входило общение только с ЛЕВОЙ и ШУРОЙ - лидерами группы "Би-2", но неожиданно к нашему столику подсел давний мой знакомый Саша ВАСИЛЬЕВ из "Сплина". И тоже принял участие в беседе...
- Нашумевший "Брат-2", а точнее ваша песня "Полковнику никто не пишет", звучащая лейтмотивом на протяжении всего фильма, сделала вас, ребята, известными и популярными вмиг. Но мало кто знает, что шли вы к этому аж целых десять (!) лет...
Шура: Самое смешное, что на эту песню ставку мы не делали вообще. Изначально. Ставили на абсолютно другие вещи. Ну никак не ожидали, что именно она выведет нас, так сказать, в люди!
- Где и как родился "Полковник"?
Лева: Тут вот какая история... Тексты песенные не я один сочиняю. Помогают друзья. Один из них - Карась. Михаил КАРАСЕВ. Текст он написал по мотивам книг Габриэля Гарсиа МАРКЕСА "Полковнику никто не пишет" и "Сто лет одиночества". Но из готового текста я взял только две строчки "Полковнику никто не пишет, полковника никто не ждет...", а все остальное родилось в Мельбурне. В общем-то в песне и поется о Мельбурне: "Большие города, пустые поезда...". Помню, мы ехали с Шуркой ночью из студии. Часов 12, наверное, было. Шел проливной дождь. Ехали на метро, но оно у них там не подземное, а наземное. И такой вид был шикарный на весь этот ночной мегаполис! Небоскребы!.. Так и появилась эта строчка. В 98-м году.
Ш.: А до этого был Израиль, Белоруссия... Но расскажу все по порядку. Родом мы с Левой из Минска. Знаем друг друга с детства...
Л.: Мы с ним, как семья уже. Породнились.
Ш.: А познакомились в 85-м в театральной студии "Ронт". Пытались ставить там всем коллективом ИОНЕСКО "Лысую певицу", БЕККЕТА "В ожидании беды", помнишь, Лев?.. А потом нашу студию закрыли. До-о-олго мы искали себе работу. Наконец в 88-м я стал... то ли зам. директора, то ли зам.завхоза (смеется) ДК шинного комбината. Это позволило проводить нам там первые музыкальные репетиции. Левка тогда как раз заканчивал школу... А в 89-м состоялся наш первый большой концерт. 10 ноября, в День милиции.
- Вы уже тогда назывались "Би-2". Многие интересуются, что означает эта аббревиатура?
Ш.: Ничего. Совмещение букв от балды - и все. Но, кстати, как нам сказали нумерологи, семиотика "Би-2" - положительная.
- Лева Би-2 и Шура Би-2 - так вы представляетесь всем. Почему скрываете фамилии?
Ш.: Знаешь... есть вопросы, которые мы оставляем без комментариев. Уж извини.
- О чем тогда еще вас бесполезно спрашивать?
Хором: О личной жизни. Это закрытая тема.
- Учту... Но мы отвлеклись. Что вы из себя представляли в 89-м?
Л.: Этакую припанкованную группу. Играли что-то вроде "Police", у нас была духовая секция, танцоры, а тексты были либо остро социальные, либо остро сексуальные. (Смеются). Шоу начиналось с выкатывания на сцену гроба, из которого вылезал Шурка в кровавой рубахе да еще с подушкой, которую тут же разрывал. Вот с таким ужастиком объехали всю Белоруссию. А на первом панк-рок-съезде в Могилеве даже заняли первое место... А потом...
Ш.: В общем, какая-то черная полоса наступила. 90-ые. Панк, рок, можно сказать, сходят на "нет", все это существенно бьет по карману. Плюс мысли о том, что в Белоруссии нам не добиться никаких вершин... Тоска, пессимизм. Из страны один за одним уезжают Жанна АГУЗАРОВА, Вася ШУМОВ, Майк НАУМОВ, Илья ЛАГУТЕНКО, Макс ЛЕОНИДОВ... Короче, я тоже сорвался с места - в Израиль. А затем вытянул туда и Левку.
Л.: Там мы случайно на улице встретили приятеля музыканта - и стали репетировать дальше. Потом меня забрали в армию. Она у них там тем хороша, что без отрыва от службы можно хорошую профессию получить. Я, например, стал компьютерным графиком и в дальнейшем довольно прилично зарабатывал. Кстати, я всегда любил рисовать... Что еще?.. Были ремонты квартир, выступления на каких-то фестивальчиках, работали сторожами... Признаться, о собственной карьере с каждым днем думали все меньше и меньше. В итоге стали считать, что мы просто переехали туда жить. Но однажды утром в 95-м Шура уехал в Австралию и... не вернулся.
Ш.: Я был потрясен, очарован этой страной! Тут же кинулся звонить Левке и уговаривать его приехать ко мне. Пока он собирался, я, в качестве приглашенного музыканта, успел поиграть в самых разных коллективах: и джазовых, и готических, и этнических. Подбирал новый состав "Би-2". Появилась клавишница ПОБЕДА - выпускница консерватории, она училась в Мельбурне в аспирантуре. Басист Питер УЭРДРОБ. С ним, кстати, забавная история приключилась. В поисках работы он ходил на прослушивание к различным группам. В одной задержался немного, но со словами "Музыка у вас слишком банальненькая, не интересно с вами" покинул ее и пришел к нам, где его все устроило. А та группа, между прочим, называлась "SAVAGE GARDEN", правда, она тогда только раскручивалась... (Смеются). 
Саша Васильев (обиженно): А меня вот ты, Шура, не позвал в Австралию! Хотя бы один концертик там отыграть... Хотя, я понимаю, ребята, можно сказать, там уже корни пустили, обжились, чувствуют себя там свободно. Если бы я сейчас туда приехал, то... не смог бы вот так все сразу. Сначала пожи-и-ил бы, присмотрелся. А если откровенно - не вижу надобности в постоянной жизни в Австралии, мне хватило бы там пары недель...
- Лева, Шура, я так понимаю, гражданство у вас нынче австралийское?
Ш.: У меня - да. А у Левки - израильское.
- Так вы как - навсегда вернулись в Россию или заехали временно поиграть?
Л.: Сложно сказать, признаться, мы об этом вообще не думаем. Не знаю... может, когда-нибудь и возьмем снова российское гражданство. Давай лучше дорасскажем про Австралию. В общем, записали мы там альбом "Бесполая и грустная любовь". Кстати, большую часть диска записали с Джеймсом КИЛПАТРИКОМ, который сделал порядка шести альбомов для "MIDNIGHT OIL"... Впрочем... в общем-то записывал все Шура, я тогда жил еще в Израиле. Посылал по "электронке" тексты Шурику, а он мне на них присылал музыкальную "рыбу". Часами сидели на телефоне... А я все маялся: ехать или не ехать в Австралию? Дождался того, что Шуре там пришлось еще и самому спеть...
Ш.: Параллельно с записью я еще и успевал писать репортажи с разных концертов для питерского журнала "FUZZ". Однажды удалось пообщаться с самим СТИНГОМ! Причем сработал я как самый классный журналист. Как ты уже, наверное, понял, к Стингу, к группе "POLICE" у меня огромная любовь с детства. А тут я узнаю, что у него состоятся концерты в Австралии. Думаю, прикинусь журналистом и познакомлюсь с ним. Звоню в "EMI", в "Virgin", а мне говорят: "Стинг интервью не дает никому". Тогда я набрался наглости и стал поджидать его у служебного входа в концертный зал. Правильную тактику поведения мне подсказал Кенни КЕРКЛАНД, бывший его клавишник, ныне покойный, с ним я разговорился как раз перед самым приездом Стинга. "Через 15 минут во-о-он к той дверке подъедет автобус, и из него выйдет Стинг, - сказал он мне. - Подойди к нему и скажи: "Я займу у тебя две минуты. И начинай быстро говорить все, что тебе надо". Все так и получилось. Подъехал автобус, я подскочил, представился Стингу и, не спрашивая согласия, задал первый вопрос: "Как тебе Австралия?" Он: "Хорошо". "Что будешь сегодня петь?" Перечисляет. "Ты недавно был в Москве - как тебе?" Он наконец взглянул на меня и спрашивает: "А ты и в самом деле из России?". Киваю. Он: "У тебя время свободное есть? Пошли на репетицию, а потом поболтаем". И мы поговорили потом так классно! 
Л.: Когда альбом был записан, приехал-таки я, начали мы обзванивать российские рекорд-компании в надежде заинтересовать их нашим творением. Откликнулись только "Rec Records" и "A-RAM". С последними был подписан контракт на выпуск. Тираж отпечатали в Германии, но дальше склада, увы, он так и не двинулся.
Почему? 
Давай об этом тоже не будем, опустим этот эпизод, ладно?.. Через полгода мы засели в студию писать новый альбом. Причем в суперсовременную, крутейшую! Познакомились там с ребятами из "INXS"... Но у меня была одна проблема - я пять лет не брал в руки инструмента. И тогда Шура меня просто за уши затащил в группу "CHIRON", чтоб я, так сказать, все вспомнил.
Ш.: Об этой группе хочу сказать особо. Это еще одна команда, в которой мы с Левой играем. И которая сейчас в Австралии с нетерпением ждет нашего возвращения. "Chiron" - это мы двое, а также музыканты из распавшейся готической группы "IKON". "Chiron" - тоже готический проект. Он более-менее успешен, но... ты ж понимаешь, что подобную музыку слушает узкий круг людей. Да и то в Германии, Италии да Франции. А вообще, надо сказать, мы с Левой обожаем готику.
Л.: И очень любим группу "АГАТА КРИСТИ". Давно любим. И дружим с ними. Жаль, их почему-то частенько называют поп-группой. Но это не так. Это истинный dark wave! Суперготический коллектив! Единственный в своем роде в России.
- Кстати, вас частенько путают с "Агатой". Признаться, когда я впервые услышал "Полковника", подумал, что это дело рук "Агаты Кристи"...
Ш.: Да, мы частенько подобное слышим. Но, по-моему, ничего плохого в этом нет. С удовольствием играем вместе на концертах. Цепляет нас эта группа будь здоров! Но при этом я бы не стал утверждать, что мы - прям одно и то же.
Л.: В общем, вскоре после несчастья с первым альбомом у нас появились уже новые песни. Сотни "сидюшек" вновь были разосланы всем рекорд-лейблам. И... пошло, знаешь ли!
Ш.: Лева увидел однажды в Интернете рекламу концерта в Москве "Би-2". В это НЕ ВЕРИЛОСЬ! Потом пошли звонки из Москвы: "Мы вас ждем на "Максидроме", когда прилетите?". Мы не знали, ЧТО делать. Поверить в то, что околомузыкальные круги в России бурно обсуждают "Би-2" - все эти MTV, "Наше радио", "Максимум", что они наперегонки ставят в эфир наши песни и дерутся за право именоваться "первооткрывателями"... нам это все казалось сном! Но все ж таки мы приняли решение вновь приехать в Россию. И вот мы здесь.
С. В.: Нынче у нас один продюсер на две группы - это Александр ПОНОМАРЕВ. И "Сплин", и "Би-2" подписали контракт с "Sony Music Entertainment Russia", записали вместе песню "Феллини", поэтому неспроста находимся в одном туре, который, к слову, продлится аж до ноября.
- Кстати, что касается клипа на песню "Феллини". Надо ли было снимать - учитывая, что ваши поклонники в основном молодежь - такой кровавый, жестокий клип?
С. В.: Сравни с войной в Чечне!
Л.: Да, вот именно. Включите новости - там столько крови! На этом фоне наш клип - для детского сада.
Ш.: Песня позитивная в конце концов. Если внимательно послушать, понимаешь, о чем там речь. Но хотя вот Президент родной Белоруссии запретил показывать этот клип. Смешно! Ведь кто захочет, все равно посмотрит. Нас же это веселит и радует - сам Президент отсматривает и отслушивает наш материал! А клип мы сняли всего за один день, за 12 часов...
- Васильев-то в Челябинске уже далеко не первый раз, а вы, Шура и Лева, впервые. 
К нам вы приехали практически за день до концерта. Мне сказали, вы сегодня выходили, погуляли по городу...
Ш.: Да, чуть-чуть. Но не по городу, а так... возле гостиницы. Ведь поклонницы прохода не дают. Вот я вышел безалкогольное пиво купить и вокруг меня моментально собралось человек 50. Я говорю: "Девчонки, ну я ж не клоун! Дайте пройти. Вот я приду - всем все подпишу." (Смеется). А вот в Москве мы почему-то спокойно гуляем, никто нас не донимает. Метро, троллейбусы...
- Неужто не обзавелись личным авто?
Ш.: Я не вожу машину, у меня есть водитель.
Л.: Зато я - профи. Обзаведусь через две недели.
С. В.: Левка у нас вообще помешан на автомобилях! Знаешь, какое у него хобби? Клеить машинки. Модельки. Говорит, что его это расслабляет, так он медитирует...
Л.: Медитирую я нормально, как надо. Сижу и смотрю в одну точку.
С. В.: Это идеальное занятие! Ты смотришь в одну точку, концентрируешь на ней все свое внимание и добиваешься того, чтобы в твоей голове не было ни единой мысли. Класс! А если говорить про мое увлечение, так это Интернет.
Ш.: А у меня - это просмотр фильмов. Возле моего дома есть богатый видеомагазин, который торгует фильмами, еще не выходившими в России, так вот я его постоянный клиент.
- Квартиры в Москве снимаете?
Ш.: Да, но вот сейчас подумываем уже купить. А так, у нас есть квартиры в Австралии, которую, надо признать, мы частенько навещаем. Ведь практически всю студийную работу делаем там...
С. В.: А вот скоро, когда совсем станет тепло, все вместе поедем отдыхать на дачу. Две группы. Продюсер наш общий снял нам дачку в Подмосковье.
Л.: Да?! А на кого я своего кота дома оставлю? Кто его кормить будет? (Смеются).
- Шура и Лева, а вас не обижает, когда говорят, что "Би-2" - это группа одной песни?
Л.: Да, я слышал много раз такие вещи. Мое отношение к этому? Да никакого. Что мне - в драку лезть? Или что-то объяснять?.. Нет, мне не обидно. В любом случае - покажет время. А "Полковника" нам не надоело петь!
Ш.: А знаешь что... Когда мы появились в России, везде крутилась песня "Сердце". Потом появилась "Варвара". Стали говорить: "Это группа одной песни". Появился "Полковник". "Нет, это все равно группа одной песни!" Появилась "Серебро". С "Серебром" мы побили все рекорды на всех московских радиостанциях. На том же "Максимуме" она продержалась на первом месте 18 недель! Так что говорить о том, что "Би-2" группа одной песни... Не знаю, если их как минимум уже четыре!
- Саша, а тебе нравится "Полковник"?
С. В.: Мне нравится, как эта песня сделана. Очень сильно. И тем не менее не могу сказать, что я прям уж фанат этой песни. Например, "Серебро" мне нравится гораздо больше.
- "Сплин" и "Би-2" - конкуренты друг другу?
Л.: Да нет, по-моему. Конкуренты - это когда кто-то забирает у кого-то кусок хлеба. В данном случае этого нет.
С. В.: Мы просто большие друзья. И конкурентов нам нет!

26-04-2001
Друзей порасспрашивал Андрей ОРЛОВ
"Городской Дилижанс"

 
Hosted by uCoz