Ту Би-2 о нот ту Би-2
Би-2: Просто герои
Удивительно и порой страшновато осознавать
как неотвратимо и неумолимо время
покрывает слоем пыли свои собственные
следы. Казалось бы, еще только вчера
образцово-советская молодежь ездила в
пионерские лагеря, тайком курила
термоядерные сигареты "Космос" и писала на
заборах и стенах домов "Ласковый май".
Теперь же тинэйджеры предпочитают "зажигать"
на Ибице, заниматься веб-дизайном и носить
ботинки от "Camelot" . Поколения сменяют друг
друга, и тут уж - нравится или нет – новая
мода и новые веяния берут верх над всем тем,
что казалось совсем недавно вечным и
незыблемым. Образ мысли, привычки и
привязанности также не стоят на месте и
меняются в соответствии со временем. На
смену "Анжелике" и "Иронии судьбы"
приходят "Матрица" и "Брат-2", а "Полковнику
никто не пишет" оказывается не
произведением Маркеса, а всего лишь
кайфовой песней "Би-2". Сама же группа
"Би-2",
сменив массу привязок в пространстве (Белоруссия-Израиль-Австралия-Россия)
и времени (вступая в двадцать первый век,
они могут похвастаться более чем
десятилетней историей), оказывается на
поверку самой популярной российской
группой по итогам продаж альбомов. Исходя
из всего этого, владимирский концерт "Би-2"
должен был вызвать повышенный интерес для
всех любителей музыки – в диапазоне "от и
до", невзирая на возраст, социальное
положение и партийную принадлежность.
Должен был вызвать. И вызвал.
Кто-то где-то>...
Даже
обрывочно-схематичных данных должно было
хватить. Судите сами: лидеры многочисленных
хит-парадов, гости всевозможных ток-шоу и
герои мегапостеров во многих журналах,
кумиры молодежи и озвучиватели популярного
телешоу ("Последний герой") – "Би-2" явно не
теряют времени даром. К тому же, их
последние альбомы "Би-2" и "Мяу Кисс Ми" уже
практически наизусть выучены
многочисленной когортой поклонников,
фанатов и обожателей, так что можно смело
"снимать
сливки" с гастролей, концертов и
выступлений, не особенно заботясь о
качестве звука и возможном шоу. К чести
самих участников группы стоит отметить, что
вышеперечисленными обстоятельствами парни
(а "Би-2" в первую очередь – это все-таки два
человека: Лева и Шура) не особенно-то и
пользуются, предпочитая лично и
непосредственно наслаждаться своим пением,
исполнением и сценическими "выкрутасами",
чем просто вяло присутствовать на
собственном концерте, отводя себе роль
статистов и героев картинки на фоне общего
сумасхождения и тотальной радости при виде
кумиров. Лева, немного устало улыбаясь,
признается, что они скорее "граждане мира",
нежели чем жители какой-то определенной
страны или местности. По крайней мере,
именно так они себя чувствуют в данный
момент. Такое положение и осознание при
желании приносит хорошие плоды: музыка "Би-2"
достаточно интернациональна и
универсальна для того, чтобы быть понятой,
осмысленной и принятой весьма многими
людьми, а что касается манеры, особенностей
и прочих отличительных черт, то здесь,
думается, и так все понятно: любят и
понимают, значит признают и восхищаются –
ни больше ни меньше.
Оптимальный вариант
Большинство исполнителей и групп
руководствуются довольно четкой и в меру
ущербной философией, суть которой
заключается в том, что простое лицезрение
знакомых лиц и так должно вызывать бурю
обожания и восторга у поклонников, а какие-то
дополнительные телодвижения кумиров –
суть роскошь и, в общем-то, ни к чему. "Би-2" в
этом отношении придерживаются более "прогрессивной"
позиции, и на сцене не только стараются
выдать на-гора максимум хитов, но и как-то
разнообразить выступление, делая из
рядового концерта не просто "отчетное
мероприятие", но настоящее шоу. Измышления
о том, путешествия ли за границей,
стремление ли выделиться или банальный
коммерческий расчет повлияли на данное
обстоятельство довольно бестолковы и ни к
чему не ведут, так как факт остается фактом:
на группу, когда они на сцене, интересно и
захватывающе смотреть. Будь то обычные
мимика или пластика Левы, эффектные сольные
выходы Шуры, их совместное мнимое
сценическое соперничество, разыгрываемое
по всем правилам классического
противостояния "соло-гитарист – ритм-гитарист"
или же индивидуальные находки для
визуального отображения по возможности
каждой звучащей песни - все это неизменно
вызывало горячий интерес и активное
одобрение зала, признаться, порядком
соскучившегося по действительно стоящему
действию. А "Би-2" и олицетворяли это самое
действие: то, стараниями Левы, по кошачьи-сексапильно
пробегаясь по сцене и, остервенелым рвением
и исступленными прыжками, буквально
сдергивая добрую половину зала с их мест и
заставляя бесноваться у сцены и на балконе
с партером, а то, посредством Шуры, чуть ли
не гипнотически усаживая не в меру
разошедшихся фанатов в их кресла и убеждая
вскидывать высоко вверх руки с горящими
зажигалками под "мой рок-н-ролл – это не
цель и даже не средство". Каждая мелочь
казалось работает на визуализацию и
большую эффективность действа: и огромный
флаг с бесхитростной надписью "Би-2" на нем,
и распевание "Life is life" Opus`а под занавес
"Варвары",
и неоднократные путешествия Шуры в зал,
сопровождаемые сольными гитарными
партиями, и композиционный танец с
подаренной поклонницей розой, и финальное
попурри из основных хитов на радость
присутствующим... – перечислять подобные
значимые мелочи, поверьте, можно еще долго.
Но все же основная идея заключалась в том,
что все это превращалось в одно
безостановочное шоу с тщательно
отрежессированными и исполненными ролями,
к тому же, не без идейной наполненности, так
что зрителям и вашему покорному слуге в их
числе оставалось лишь комфортно наблюдать
и, по мере возможностей, восторгаться и
получать удовольствие от всего того, что
происходило на сцене.
Попытка прыжка
"Би-2" -
это целая занимательная книжка с
картинками для рисования, которая, в том
числе, может быть использована как учебник
по достижению популярности. С первого
взгляда и если не особенно вчитываться, все
достаточно просто: знакомство в
театральной студии, основание собственной
рок-группы, песни и выступления,
разочарования и радости, первые поклонники
и первые же недоброжелатели. Потом перерыв
в музыкальной деятельности, вынужденные
разъезды по заграницам, акклиматизация на
новом месте, попытки возобновить группу,
снова разъеды и снова успехи и неудачи.
Далее "Варвара" и "Полковнику никто не
пишет", "Брат-2" и "Максидром" с
"Нашествием", "Би-2"-мания и контракт с
"Sony". Вся
достаточно насыщенная жизнь превращается в
список практически бесконечных взлетов и
падений, оставляя за бортом любое
личностное проявление и сводя таким
образом всю многолетнюю эпопею всего лишь к
игре случая и внутренним особенностям шоу-бизнеса.
Между тем, своеобразный феномен "Би-2"
заслуживает гораздо большего внимания, чем
простое перечисление знаменательных вех в
биографии коллектива. Заслуга наших героев
в том, что не слишком-то стараясь в
изобретении нового колеса, которое в лучшем
случае послужит запасным, они, насколько
смогли, синтезировали в своем творчестве
избранные лучшие проявления популярной
музыки, причем, как отечественной, так и
западной, в результате получив собственное
оригинальное звучание, отвечающее
требованиям самых взыскательных радетелей
чистоты стиля. Если задаться более
конкретным анализом, то в их песнях можно
услышать отзвуки "Мумий Тролля" и "Аукцыона",
"Аквариума" и "Кино", "Led Zeppelin" и
"The Cure", "The
Beatles" и "Black Sabbath", но лишь отзвуки, так как
сами "Би-2" уже имеют собственное, вполне
оригинальное звучание, позволяющее их
безошибочно узнавать и отделять от других
команд. Они не гнушаются использовать чужие
наработки, но все же делают это творчески,
так или иначе преобразовывая посторонние
звуки и сочетания звуков в тот компонент,
про который можно сказать, что он "полностью
"Би-2"-шный". Возможно, что в подобной
мультистилистичности и простоте
культурных и прочих ассоциаций и
заключается успех группы, который Лева и
Шура воспринимают как закономерное, но ни в
коей мере на них не давящее обстоятельство.
По крайней мере, на состоявшемся концерте
песни явно не делились на хиты и прочее, а
воспринимались как некая целая программа,
логично развивающаяся и включающая в себя
разнообразные цельные компоненты. Проще
говоря, интересно было слушать (и наблюдать)
любую песню и ни одна не воспринималась как
проходная, а это, согласитесь, хоть что-то,
но значит. Хотя бы в контексте популярности
группы под названием "Би-2".
Записки из партера
А в
целом, большинство зрителей явно не
пожалели о том, что отдали деньги за билет и
пришли на выступление: разочаровавшихся
почти не было. Концерт был достоин аншлага и
того неподдельного интереса, который к нему
многие проявили. Полтора часа неподдельных
живых эмоций, энергетической встряски и
простого чистого удовольствия в сочетании
с отличными песнями стоят гораздо большего,
чем номинальная цена билета и "прореха" в
бездне свободного времени. Да, впрочем, что
об этом говорить - те, кто это понимает, и так
на концерте присутствовали. Что же касается
зрителей вообще, то здесь царила полная
народная демократия: при численном
перевесе в зале молодежи (оно и понятно),
примерно процентов сорок зрителей
составляли люди в возрасте от тридцати лет
и выше, а их, согласитесь, назвать "оголтелыми
тинэйджерами-фанатами" как-то сложно.
Причем и те, и другие не особенно отличались
друг от друга в плане проявления своих
чувств и эмоций: пальцы, выстроенные в "козу",
взмывали в воздух по всему залу,
одобрительные возгласы и аплодисменты
заглушали друг друга, ну а уж танцы и
совместное хоровое пение вообще
воспринимались как нечто само собой
разумеющееся. Понятно, что при такой
энергичной и энергетической поддержке
музыканты еще больше "завелись" и
практически полностью выложились на сцене (после
окончания концерта Лева выглядел так, будто
только что участвовал в марафонском забеге).
По их собственному признанию, во Владимире
они сыграли гораздо больше песен, чем
первоначально планировали, и все это из-за
горячего приема, оказанного зрителями. Но
все же "Би-2" были рады и довольны
состоявшимся концертом, так как выходить на
сцену им (по собственному признанию) еще не
надоело, ну а когда твое творчество находит
горячий отклик в зале, то это лишь
подстегивает, заставляя еще больше
стараться "сделать хорошо". Что и было
продемонстрировано на практике: финальные
"Волки", "Полковник" и "Серебро"
превратились в некую громко- и многогласную
увертюру, в которой, казалось, все потонет в
восторженном реве поклонников, и
филармония все же рухнет, не выдержав столь
позитивных вибраций. Однако, обошлось,
никто не оглох, не скончался от чрезмерного
прилива чувств, да и здание на этот раз
устояло.
В итоге на долю послевкусия осталось
желание допеть недопетое, обсудить только
что пережитое и прочувствованное и, наконец,
желание еще как-нибудь сходить на концерт
"Би-2".
Отвечая на поставленный вопрос в
утвердительной форме.
04-10-2001
http://www.periskop.vtsnet.ru/
|