Предыдущая Следующая

наполненных молодым вином. Во время его проведения по городу шествовали люди в масках и одеждах менад, вакханок, панов, силенов, сатиров. В центре процессии на разукрашенной колеснице везли

жену архонта (один из девяти правителей Афин) в храм Диониса,

где осуществлялось театрализованное ее венчание с богом. Рекой

74

Е. В. Гер&ман

Языческие поклонения

75

лилось вино. Все это сопровождалось яркими, эмоциональными песнями и танцами, типичными для культа Диониса.

И, наконец, на стыке марта и апреля завершался цикл годовых праздников, посвященных Дионису — Большие (или Городские) Дионисии. Это был самый главный и самый значительный из всех дионисийских праздников.

В первый день Больших Дионисий после принесения соответствующих жертв исполнялся дифирамб — особое песнопение восторженного характера в честь Диониса. Его темой первоначально был сюжет о рождении бога, позднее тематика постоянно расширялась. Впервые он встречается у автора рубежа УШ—УП вв. до н. э. Архилоха. Само слово «дифирамб» (бьвгрссцрод) неизвестного происхождения. Произведение Архилоха полностью не сохранилось. Отрывок из него с этим словом уцелел в сочинении Афинея (XIV 628 а—Ь): «Я знаю как вести дифирамб, прекрасную песнь богу Дионису, когда мой разум оглушен вином». Здесь же Афиней приводит и другую многозначительную фразу из несохранившейся комедии Эпихарма (У1—У вв. до н. э.) «Филоктет»: «Дифирамба нет, если ты пьешь воду».

Да, первоначально дифирамб был результатом творчества художественного духа, раскрепощенного буйным молодым вином, и исполнялся так называемым «киклическим хором» (от юЗхХюд — круговой), который не только пел, но и танцевал вокруг жертвенника Диониса, Согласно древнейшим свидетельствам, число «хоревтов», участников киклического хора, могло достигать пятидесяти человек. Конечно, в зависимости от значения праздника и от других обстоятельств

(наличие средств, организационных возможностей и т. д.), это число

варьировалось. Так, Павсаний (У 25, 2) сообщает о тридцати пяти участниках киклического хора. В некоторых же надписях говорится о двадцати пяти хоревтах. Известно, что в Афинах хоревтами могли

быть только свободные граждане или метеки (чужеземцы, получившие

разрешение проживать в Афинах). Впоследствии в киклические хоры

стали иногда вводиться солисты, бывшие профессионалами. Таких

артистов называли «наемные хоревты» (хорплш цюбофброь).

Авлет, сопровождавший исполнение киклического хора, именовался киклическим авлетом.

К сожалению, не сохранилось сведений, на основании которых можно было бы делать какие-либо предположения о музыкальном


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz