Таким образом, сами язычники хорошо осознавали, что религиозный обряд был полным слиянием религиозного и художественного начал. Нас, конечно, будет интересовать только второе и особенно музыкальная сторона ритуала. Языческие поклонения 59 Ей придавалось важнейшее значение. Например, Апулей («Метаморфозы» II 9), описывая храмовый обряд, постоянно акцентирует внимание своего читателя на музыке богослужения: «Свирели и тибии, звуча приятнейшими созвучиями, создавали сладчайшие мелодии, хор пел (песню), гармонию которой искусный мастер создал благодаря склонности камен». И далее: в религиозном шествии «шли тябисты... и на плагиавлосах исполняли по несколько раз мелодию, принятую в храме их бога». В последней фразе Апулей дает выражение «рег оЬНяиит са1атит» (буквально — «посредством поперечного тростника»), представляющее собой латинский перевод греческого обозначения «ялаушилос,» (плагиавлос) — поперечный авлос. Поэтому я позволил себе в процитированном отрывке дать название инструмента в «обратном переводе». Плагиавлос держался исполнителем как современная поперечная флейта, то есть перпендикулярно. Однако инструмент имел язычок (трость), помещенный сбоку, приблизительно там, где современная флейта имеет отверстие для вдувания воздуха. По приведенным выдержкам (особенно последней) нетрудно догадаться, что в каждом храме, посвященном какому-нибудь богу, был свой репертуар не только песнопений, но и инструментальных пьес. Древнейшая среди них — так называемый «спондей». Первоначально название «спондейон» (алоубегоу) носила чаша, служившая для ритуальных возлияний. Потом это название перешло на песнопение и инструментальное произведение, звучавшее во время возлияний. Так постепенно сформировался жанр, к которому относились произведения вокальной и инструментальной, а также вокально-инструментальной музыки. Причем все они могли быть различного характера и формы. Единственное, что их объединяло — исполнение во время религиозных возлияний. Это был «спондеический стиль» <ояоубещко<; трокоф. Выделялся даже особый му-выкант, исполнитель на авлосе, называвшийся «спондавлет» (о^оубайлтф, игравший «спондеический мелос» — специальную мелодию для авлоса. Более того, источники указывают даже на существование некоего «спондеического авлоса» (стоубешкос, стлбе,). Однако среди исследователей нет единогласия относительно того, был ли спондеический авлос каким-то особенным по конструкции инструментом, или таким названием именовали обычный авлос, Когда на нем исполнялась спондеическая музыка. |